Главная > Статьи > Учеба > "Ошибка – это не страшно, ошибка — это шаг к успеху, это возможность сделать непонятное понятным"

"Ошибка – это не страшно, ошибка — это шаг к успеху, это возможность сделать непонятное понятным"

08 ноября 2022
Категория: Учеба

Александра Уварова - учитель английского языка с 10 летним стажем. За ее плечами несколько лет работы в школе, уроки в детском центре, многолетняя частная практика.  Timestudent побеседовал с Александрой, чтобы выяснить, каким может быть путь в профессию, нужно ли быть преподавателем 24/7 (24 часа, 7 дней в неделю), что такое идеальный урок и возможен ли он, и есть ли профессиональные секреты.

Сейчас много рассуждений на тему ранней профессиональной ориентации детей. Как ты относишься к тому, чтобы дети с младших классов задумывались о своей профессии? 

В младшем школьном, как и в дошкольном возрасте важно предоставить ребенку возможность попробовать себя во всем – в лепке из глины, в бальных танцах, в иностранных языках, в рисовании, в единоборствах, записать его в кружок Юных интеллектуалов и т.д. В ходе игры можно знакомить ребенка с простейшими чертами различных профессий. И при этом быть любящим и чутким родителем, который заметит особый интерес ребенка к тому или иному виду деятельности, способности малыша, его природные задатки и уровень выносливости. 

Также не стоит забывать о свободном времени ребенка, где он учится планировать свой досуг и проявлять себя в этом пространстве. 

То есть в младшем школьном возрасте мы подготавливаем почву для того, чтобы ребенок в будущем сделал решающий выбор в профессии через его максимальное и разностороннее развитие, которое расширяет его выбор. А давать информацию и теоретические знания о профессиях, знакомить с их многообразием, исследовать данную тему и заниматься самоопределением стоит уже в средней школе.

 

Каким был твой путь в профессию, когда и как ты пришла к тому, чтобы стать преподавателем?

Честно? Я никогда не думала о том, чтобы стать учителем. Ни разу ни одной мысли в том направлении за первые 18 лет моей жизни. 
У меня было всего несколько идей о том, кем мне стать или чем заниматься, когда вырасту. Сначала я думала о том, чтобы открыть свой детский дом. А уже в выпускных классах я сказала маме, что хочу стать психологом. Мама покрутила у виска, сказав, что это не профессия. На этом, собственно, и закончились мои «примеривания» профессий на себя. 

А на сегодняшний день за моими плечами больше 10 лет преподавательского опыта. Как так вышло? - Сама не совсем понимаю... 
В 9 классе нужно было сдавать экзамены. А перед тем, как их сдавать, их сначала нужно было выбрать. Честно скажу, первые 8 лет в школе учиться я не любила, потому что меня заставляли это делать. По всем предметам я была хорошисткой (для этого не требовалось ничего сверхъестественного), но особого интереса ни к чему не проявляла, ну если только к физкультуре. 

Так вот, первый важный выбор сделала за меня мама – выбрала английский в качестве одного из устных экзаменов (тогда еще не было ОГЭ). Аргументировала она это тем, что английский однозначно нужен в современном мире, даже если он не пригодится в моей профессиональной карьере. Сдала экзамен. Поступила в лингвистический класс, набрав 0,5 баллов из 5 или 10 максимальных баллов на тестировании. 

А потом произошло знакомство с Вольфсон Мариной Евгеньевной, благодаря которой я наконец-то начала учиться усердно и с любовью. Я учила английский день и ночь. После 2 лет изучения английского в школе уже не стоял вопрос, куда дальше. Поступила в педагогический институт на иняз. А уже на втором курсе мамина подруга привела ко мне своего сына-второклассника. Боже, каким он мне тогда маленьким казался. Я не знала, что с ним делать... Потом второй ученик, третий, … десятый. Дети начали делиться со мной своими школьными успехами, первыми победами. И вот так неожиданно я стала учителем, будучи ещё студентом.

Кому, по твоему мнению, стоит становиться учителем? Какие личные качества требуются для такой деятельности?

Одной из самых главных (и вместе с тем непростых) задач школьного учителя является способность реализовать индивидуальный подход в группе, в каждом ребенке разглядеть Личность, а затем помочь раскрыть таланты, которые помогут ему в будущем сделать тот самый решающий выбор (о котором говорилось в 1 вопросе). Но чтобы этого достичь учитель вкладывает в этот процесс колоссальное количество сил, труда и терпения. Настоящему профессионалу своего дела нужно быть чутким, тактичным, стрессоустойчивым, ну и конечно ответственным за качество и результат своей деятельности.

Учитель – это человек, который С ЛЮБОВЬЮ передает не только свои знания, но и частичку своего жизненного опыта, своей души, своего характера. Он воспитывает и вдохновляет. Что для этого требуется? – Быть искренним, дружелюбным, открытым для общения, эрудированным, способным заинтересовать и удержать внимание обучающихся.

Профессия «Учитель» также позволяет «вечно» оставаться молодой из-за ежедневного общения с подрастающим поколением и необходимости постоянно постигать что-то неизведанное и совершенствовать себя и свои знания. Тут потребуется открытость к новому, энергичность, а также желание шагать «в ногу со временем».

Кто же в итоге смог бы стать Учителем? – Человек, который не увидит рутины в повторении из года в год одного и того же материала, а разглядит новое и удивительное в общении со своими учениками, и будет черпать из этого радость каждого дня.

 

Расскажи, пожалуйста, о твоих уроках. Как они проходят: индивидуально или коллективно, онлайн или офлайн? По какой методике? 

Дважды в неделю я хожу в детский клуб, где преподаю английский малышам начальной школы. Уроки веду в группах 2-6 человек. Остальные 5 дней в неделю я работаю онлайн индивидуально и в мини-группах со взрослыми и детьми.

Я углубленно изучала английский 2 последних года в школе и плюс 5 лет в институте. На занятиях мы выполняли много письменных грамматических упражнений, немного читали и было минимум общения. Опираясь на данный опыт, я стала разрабатывать собственные уроки. Но в какой-то момент я поняла, что это не работает, не приносит желаемого результата – дети не ГОВОРЯТ на иностранном языке, а лишь выполняют задания, которые требуются. Конечно, без грамматики никуда. И я за грамотную речь. Но даже изучение грамматики можно построить через общение. 

Я начала искать, экспериментировать. Сейчас мои ученики не осознают, что они в процессе диалога учат грамматику, они просто говорят, запоминая различные шаблоны, актуальные для реалий современного мира.

Поделись, пожалуйста, несколькими своими профессиональными секретами.

На самом деле, секретов нет. 
На моих уроках ученикам нет необходимости зубрить теорию. Берём какое-нибудь микроскопическое правило и доводим его до автоматизма. Берём следующее правило – и по той же схеме. А затем сочетаем одно правило с другим. 
Во многих школьных учебниках английского языка на 1 лексическую тему выделяется 1 академический час. Часто бывает так, что до следующего учебного года эта тема больше нигде не появляется. Т.е. усилия потрачены, а результата нет. В итоге, к 11 классу выпускник так и не научился формулировать самые простые мысли. А на моих занятиях изучение нового лексического материала (так же как и грамматического) происходит на базе уже изученного. Тем самым, мы активируем словарный запас – превращаем пассивный словарный запас (слова, которые ученики понимают, например, при чтении, но не используют в своей речи) в активный (слова, которые ученики применяют в своей речи).

Кроме того, я разрешаю делать ошибки. Без них невозможна практика языка. Ошибка – это не страшно, ошибка — это шаг к успеху, это возможность сделать непонятное понятным. А чем больше взрослые ругают детей за ошибки, тем больше дети боятся школьного предмета.

Что тебе нравится и что не нравится в работе?

- Я каждый раз с огромным уважением смотрю на людей, что приходят ко мне. Ведь выучить чужой язык – это нелегкий труд. Я всегда говорю ученикам, что английский – это не просто слова, которые произносятся иначе, это иное мировоззрение и мышление, и наша задача – понять другую культуру и научиться мыслить в заданных рамках. И я так счастлива оттого, что я могу пройти этот путь вместе со своими учениками. 

- Мне нравится наблюдать за результатом моих учеников. Особенно меня радуют мои самые юные умы – первоклассники, которые ещё вчера были ограничены минимальным словарным запасом, а сегодня смело вступают в диалог друг с другом. 

- Моя профессиональная деятельность основана на общении с абсолютно разными людьми, разных возрастов и взглядов. В процессе диалога мы узнаем друг друга и становимся ближе. Я сама до сих пор общаюсь со многими своими учителями (удивительно, но все они – учителя иностранных языков), а сейчас и я нахожу среди своих студентов близких по духу людей – и это тоже замечательно.

Минусы профессии учителя:

- В школе невероятно тяжело научить 15 человек в группе (а бывает, все 30) ГОВОРИТЬ на «чужом» языке за 40 минут.
- В школе много бумажной работы, которая совсем не про «давать знания».
- Порой желание родителей сделать из своего ребенка преуспевающую личность, выливается в сопротивление со стороны ученика. Бывает, ко мне приводят подростков, которым лет за 5 в школе осточертел English, и они всячески пытаются доказать мне, что английский им не нужен. Что делать с такими учениками, признаться, я не знаю. 
- В школе учителя много времени проводят на ногах.
- В онлайн-формате учителем приходится много сидеть.

Ожидание от профессии и реальность: как и чем отличаются?

Мне всегда казалось, что преподавание – это творческий процесс. Но в школе есть рабочая программа, где прописано практически каждое слово учителя. К тому же, идеальной программы нет – везде есть свои «плюсы» и «минусы», а учитель не всегда вправе внести свои коррективы.

Как ты считаешь, в чем заключается разница между преподавателями, которые учили тебя, и современными учителями?

• Преподаватели «старой» школы были априори уважаемыми и авторитетными людьми. А современные преподаватели – это люди, которые оказывают услуги, и уважение школьников им приходится завоевывать. 
• Преподаватели «старой» школы могли поддерживать дисциплину оценками, удалением из класса, угрозами вызвать родителей в школу или оставить ученика на второй год. В современной школе у учителей больше нет этого права. Они лишены рычагов влияния. Теперь им приходится искать иные подходы.
• Большинство преподавателей «старой» школы после окончания педагогических вузов шли в образовательные учреждения. Сейчас же происходит большой отток специалистов, что отражается на качестве школьного образования.
 

Существует мнение, что учитель должен быть учителем 24/7 и он не имеет права выставлять свои личные фотографии в социальные сети и т.д....? Твое отношение к такой позиции.

Наверное, каждому приятнее общаться с открытыми людьми, и ученикам в том числе. Я это знаю из собственного опыта. Марина Евгеньевна, мой учитель по английскому, приглашала нас в гости, мы созванивались, устраивали в школе чаепития, болтали на переменах обо всем на свете. Наш «Старший друг» показал нам, что у Учителей бывает жизнь за пределами школы. Такая открытость повышает доверие учеников, улучшает взаимопонимание, стимулирует ещё лучше учиться и уважать.

Но, конечно же, тут важно найти «золотую» середину. Необходимо понимать, что где бы нас, учителей, ни встретили наши ученики (в магазине, в отпуске, в Интернет-пространстве и т.д.) мы должны соблюдать морально-нравственные нормы.

Если мы говорим о социальных сетях, то стоит соблюдать правила приличия и перед публикацией любой фотографии или поста задавать себе вопрос: «Не разрушит ли это мою репутацию в глазах моих учеников?»

Идеальный урок – какой он?

Идеальный урок – это урок, где все стороны учебного процесса (учитель и ученики) получают удовольствие и включены в него (и это не всегда тот урок, который был идеально выстроен методически или урок, который идет точно по плану).
Идеальный урок – это творческий урок, где дети не боятся высказывать свое мнение.
Идеальный урок – это урок, который ученики помнят и обсуждают даже в конце учебного дня.
Идеальный урок – это урок, после которого дети подходят к учителю, чтобы поделиться впечатлениями от урока или рассказать то, что не успели договорить во время урока.
Идеальный урок – когда дети не пассивно впитывают знания, о которым им рассказывает учитель, а принимают активное участие в добывании знаний, обсуждении и т.д., а учитель направляет и контролирует процесс.
Идеальный урок – это урок, когда каждый (учитель и ученики) уносит с собой что-то ценное, важное, новое. 

В общем, для меня идеальный урок – это актуальный, интересный и насыщенный урок. Положительно эмоционально окрашенный и качественный по своему содержанию!

Вопросы задавала Полина М, timestudent, фото: из личного архива Александры Уваровой.

Читать другие статьи: 

«И не путать никогда острова и города»: чему россияне хотят учиться в школе, а чему - нет?

Что такое профориентация и кому она нужна?

Второе высшее образование 2022: особенности получения

Топ лучших дистанционных образовательных платформ

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск