Главная > Учебные заведения > СПО > Колледжи > Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина

ТПК - Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина

  • Негосударственный

Учебное заведение создано 23 сентября 1871 года как земская учительская школа по решению Земства. Этим же решением определялся не только статус школы, но и ее финансовое обеспечение. Подход к созданию учебного заведения был комплексный - от отвода земли и строительства, до создания базы практики, учебно-методического оснащения, комплектования, как кадрами, так и обучающимися. Школа - один из первых примеров участия общества в управлении образованием.

В 1873 году земская школа была передана в ведение государства, преобразована указом императора в Новоторжскую учительскую семинарию и подчинена Министерству народного образования: в Земской школе были замечены революционные настроения. После преобразования государственный контроль за учебным заведением был усилен, хотя сохранялся попечительский совет и общество имело возможность воздействовать на образовательный процесс. Контроль был не только со стороны государственной власти, но и со стороны властей церковных - прежде всего уездных и губернских. Но при этом семинария была хорошо оснащена материально: учебное здание с церковью, опытная школа, где проводили первые уроки будущие учителя, сад и огород при семинарии, помещения для жизни обучающихся (как бы мы сейчас сказали "общежитие": спальни, столовая), корпуса для педагогов (предоставлялось жилье бесплатно, так же, как и кухарка, и няня для детей, заработная плата педагогов была высокой); поощрялись научные и методические поиски и исследования; педагогами семинарии были созданы учебники (по русскому языку, чтению, естествознанию, истории, обучению грамоте, письму и так далее), которые использовались в аналогичных учебных заведениях Российской империи, были удостоены премий на конкурсах педагогической литературы им. Петра Великого. По учебникам семинарии шло обучение грамоте по всей России и после 1917 года (до24 - 25 гг. - "Букварь" Флерова). Таким образом к 1917 году семинария была одним из передовых (в методическом и образовательном плане) учебных заведений России. 

После 1917 г. семинария была закрыта, но не разгромлена и не разграблена - в этом заслуга Ф.В.Бадюлина - первого начальника губернского отдела образования после 1917 г. Семинария переименована в постоянные педагогические курсы для ускоренной подготовки учителей для ликвидации неграмотности.

В 1920 году курсы переименованы в педагогический техникум (педагогический и техникум - сочетание довольно странное), так как стало ясно, что только курсами образование губернии не поднимешь. Нужно сказать, что здание, библиотека, дома для учителей, участок, опытная школа были сохранены, как и основной состав педагогов, а из домовой церкви сделали актовый акт. Изменились образовательные программы: стали готовить учителей не только начальной школы, но и физической культуры, воспитателей. Кадры педагогов подбирал губернский орган управления образованием. Уровень подготовки выпускников был высоким: высокий конкурс, престижность профессии, хорошая материальная и учебная база, высокопрофессиональный с прочными традициями коллектив. Перед образованием губернии вставала и проблема нехватка педагогических кадров - тогда с помощью Торжокского педагогического техникума открывались педагогические училища в Бежецке, Ржеве, Лихославле, Старице, В.Волочке, Бологое, они решали задачу подготовки кадров в связи с очередной демографической волной, затем закрывались, через некоторое время 20-25 лет - открывались. (Последний раз в 1989-1991 г.) В известном смысле средние педагогические учебные заведения области - это ветви и новые побеги Торжокской учительской семинарии - техникума - колледжа.

В предвоенные годы техникум был вновь переименован в педагогическое училище (а имя Ф.В.Бадюлина было ему присвоено сразу после гибели Ф.В.Бадюлина в 1921 году). Еще в предвоенные годы были внесены существенные изменения в учебные планы - стали готовить учителей с дополнительной подготовкой по отдельным предметам: иностранному языку (немецкому), географии, истории, биологии (естествознанию) - имея очень хорошую методическую подготовку, такие выпускники хорошо справлялись с работой в 5-7 классах (до войны именно 7 классом заканчивалась основная школа).

В период 1941-1944 годов (см. статью "Торжокское пед.училище в военные и послевоенные годы") в занятия в основном здании не велись - оно было занято под госпиталь, но только в июне 1941 - январе 1942 не велась подготовка кадров для школ.

В 1945 году занятия возобновились в основном здании. Училище стало готовить учителей не только для начальной, но и для неполной средней школы (1945-1954 года). Занятия велись в три смены, контингент 500-700 человек.

С 1945 по 1987 училище имело двойную подчиненность - Министерству просвещения (отдел педагогических училищ) и областному отделу народного образования. Назначение директора, учебные планы, проверка работы, повышение квалификации педагогов, материальная база - находились в ведении Министерства просвещения, оперативное управление - в ведении облоно. С 1945 по 1959 год распределение выпускников было всесоюзное (Казахстан, Чечено-Ингушетия, Бурятия, Прибалтика, Сибирь, Дальний Восток, Коми).

С 1955 по 1985 шло непрерывное обновление и укрепление материальной базы: капитально отремонтирована и расширена базовая школа (16 начальных классов), построено здание общежития на 240 мест (1955 - 1960), построены мастерские для занятий по труду (1960 - 1962), построена столовая на 80 мест (1963 - 1969), построено новое здание учебного корпуса на 1136 мест (1968 - 1971 гг.), дом для преподавателей (впервые с 1871 г.), два корпуса общежитий на 340 и 360 мест (1979 - 1985). Контингент студентов составлял 900 - 1000 человек на дневном отделении и 400 - 600 на заочном (до 1990 г.).

В период с 1960 по 1989 год педагогическое училище являлось составной частью системы повышения квалификации учителей области: курсы проходили на базе училища для учителей начальных классов, воспитателей, учителей физической культуры. Занятия вели преподаватели ИУУ и преподаватели училища (которые являлись нештатными сотрудниками ИУУ), в разные годы нештатными сотрудниками было от 5 до 26 преподавателей (4% - 18%) педагогических работников, до 1989 года преподаватели училища регулярно читали лекции в ИУУ в Твери на курсах повышения квалификации, участвовали в рецензировании новых учебников и пособий. С 1990 года эта работа стала носить все более эпизодический характер. Традиции в освоении новых учебников, программ для начальной школы и ДОУ были заложены еще совместной работой с Элькониным - опытно-экспериментальная площадка была в базовой школе при Торжокском педагогическом училище в 1960 - 1965 гг, затем был переход на трехлетнее начальное обучение, начало обучения с 6 лет, введение программ обучения по Занкову. Методическую базу осваивали преподаватели училища, а практически ее воплощение осуществляли учителя базовой школы, студенты учились работе по новым учебникам и программам еще в ходе пробной практики.

С 1990 - 1991 гг. связи с институтом усовершенствования в связи с изменением экономической ситуации значительно ослабли, базовая школа стала обычной муниципальной школой.

После открытия в 90-х годах педагогических училищ в г.Лихославле, Калязине, Бежецке, перепрофилирования Калининского музыкально-педагогического училища в педагогическое и в связи с кризисом 90-х и очередной волной демографического спада контингент училища постепенно уменьшался (600 - 400 человек на очном и 400 - 200 на заочном).

В решении задач подготовки учителей для менявшейся на глазах школы и ДОУ училище шло в ногу с учебными заведениями Москвы и Московской области: сквозные планы подготовки училище (колледж) - ВУЗ (с ТвГУ - педагогический, филологический, математический факультеты 1991 - 2000 гг), введение программ дополнительной подготовки по заявкам Рай- и Гороно области, освоение стандартов 1-го и 2-го поколения (1997 - 2003 гг), введение новых специальностей: иностранный язык, коррекционная педагогика в начальном образовании, специальная дошкольная педагогика, русский язык и литература, участие в пилотном проекте МО по разработке ГОСТа и освоению новой специальности СПО "Информатика" (2000 - 2005 гг), введение профильного обучения. Получение статуса "Колледж" и реализация программ только повышенного уровня.

За период с 1989 года материальная база начала улучшаться: только в 1996 г получен 1-й компьютерный класс, затем в 2002 г - 2-ой по президентской программе, в 2008 году сдана спортивная площадка с искусственным покрытием, начато строительство многофункционального спортивного зала, устанавливается пожарная сигнализация с системой оповещения.

В 1971 году Торжокский педагогический колледж указом правительства СССР был награжден за подготовку педагогических кадров для системы образования Орденом Трудового Красного знамени.

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск