Главная > Учебные заведения > ВУЗы > Университеты > Томский экономико-юридический институт

ТЭЮИ - Томский экономико-юридический институт

  • Негосударственный

Томский экономико-юридический институт создан 18 июня 1992 г. решением учредителей, в число которых входили Администрация Томской области, Томский городской совет, общественные организации, представители Томского государственного университета и Томского политехнического института…

Постановлением № 57 от 29 июля 1992 года Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации представленная институтом программа обучения по направлению «Юриспруденция» признана соответствующей государственным требованиям к высшему образованию. Институт получил лицензию на право ведения образовательной деятельности, и деятельность началась, вернее, была продолжена на новом правовом уровне.

Но «В начале было слово…», даже много слов и писем в разные инстанции. Исполняя функции заместителя декана юридического факультета, я по должности два года подряд участвовал в работе приемной комиссии ТГУ в качестве представителя факультета и видел, что много талантливых ребят не поступает в вуз из-за ограниченности выделяемых государством плановых студенческих мест. 

На одно место в разные годы по разным причинам претендовало от 4 до 10 человек, т.е. ежегодно от 300 до 900 желающих получить высшее юридическое образование оставалось вне вуза. И это только на одном факультете.

В ст. 40 Конституции СССР и в ст. 43 Конституции РСФСР провозглашалась гарантия бесплатного высшего образования, но реализовать эту гарантию не представлялось возможным. Кого и как принимали? Кто оказывался тем «счастливчиком», фамилия которого попадала в приказ о зачислении?

Зачисляли в университет на основании оценок, полученных на вступительных экзаменах (сочинение по русскому языку, история СССР, обществознание, иностранный язык). Экзамены принимали преподаватели университета с разных факультетов. Преподаватели юридического факультета в той или иной мере могли контролировать оценки по обществознанию, поэтому утверждение, что раньше был более профессиональный отбор абитуриентов по склонностям к освоению специальности, не соответствует действительности. Не уверен и в том, что раньше был более честный отбор абитуриентов, чем сейчас по результатам единого государственного экзамена. 

Из-за одной запятой в сочинении абитуриент мог остаться вне вуза, ибо надо было сдать все четыре экзамена на отлично, чтобы с уверенностью надеяться на зачисление.

Как удавалось частично разрешать противоречие между конституционной гарантией и реальностью? Брали так называемых «кандидатов в студенты», которые могли занять студенческое место, если оно освободится в течение учебного года. Иногда приглашали на освободившиеся места уже разъехавшихся по домам непоступивших абитуриентов, которые приступали к занятиям с опозданием. Среди них после окончания вуза оказывались, как правило, очень хорошие специалисты. Но это единичные случаи. 

А как удовлетворить потребности всей массы непоступивших? Вот и возникла идея дать им образование за их счет, если государство не справляется и не может обучать бесплатно всех желающих. Однако неоднократные выступления в центральной прессе, предложения, адресованные Министерству высшего образования и должностным лицам, понимания и поддержки не получали, отрицательные ответы содержали ссылку на конституционные положения о бесплатном государственном высшем образовании на основе конкурсного отбора.

Пришлось писать письма Президенту СССР М.С. Горбачеву, потом президенту РФ Б.Н. Ельцину. Депутатам первого Союза народных депутатов из Сибирского региона (Томск, Омск, Кемерово, Новосибирск) было направлено ходатайство об изменении Конституции РФ в части ограничения любых форм альтернативного высшего образования со своей концепцией развития высшего образования за счет средств самих обучающихся.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов внес изменение в Конституцию РФ, и новое руководство Министерства образования телеграммой пригласило меня для лицензирования вуза. Собрав необходимые по всем учебным дисциплинам программы, я прибыл в министерство. Со мною вместе подавал документы еще один энтузиаст из Екатеринбурга. Как нам сообщили в Министерстве, до нас получили лицензии два вуза из г.Москвы.

Программа нашего вуза была нестандартной. Все общеобразовательные дисциплины были перенесены на первый год обучения, чтобы не «разбавлять» ими профессиональную подготовку на последующих курсах обучения, введены некоторые новые и необычные для юристов предметы (например, основы высшей математики), зато иностранный язык перенесен с первого на старшие курсы с целью подготовки выпускников для поступления в магистратуру. 

Все это вызвало множество вопросов у экспертов, назначенных министерством из преподавателей юридического факультета Московского государственного университета. Программу удалось отстоять в бесконечных спорах с оппонентами, она потом была опубликована институтом отдельной брошюрой (14 тысяч экземпляров), разослана по стране и стала основой для юридических колледжей России. С некоторыми изменениями и дополнениями эта первая программа реализуется институтом по настоящее время.

29 июля 1992 г. институт получил лицензию н право ведения образовательной деятельности по программе высшего образования, а 31 июля, т.е. через 2 дня после этого, был опубликован Закон «Об образовании», закрепивший конституционное положение об альтернативных видах образования. Некоторые формулировки этого закона совпадали с теми, которые мы использовали в ранее направленных в Министерство письмах и документах. 

После издания Закона «Об образовании» 1992 г. началось интенсивное открытие негосударственных вузов. Государственные вузы начали ощущать конкуренцию и старались всячески опорочить и затормозить это бурное творческое движение. К сожалению, у них на поводу пошли наши властные структуры и вместо углубления конкурентных начал пошли привычным путем административных ограничений и запретов, по сути, дискриминации негосударственных вузов в глазах студентов и населения (налогообложение, отсутствие госзаказов на специалистов и др.). Но здравый смысл пробивает дорогу через тернии заблуждений и вредных привычек, как живая трава – асфальт, и мы надеемся, что в конце концов нормальные негосударственные вузы будут все-таки уравнены в правах с государственными.

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск