Главная > Учебные заведения > ВУЗы > Университеты > Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

НГУ - Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

  • Государственный
  • Общежитие

Существует легенда, что в 1896 году, в год утверждения царским правительством Курсов руководительниц и воспитательниц физического воспитания (на базе которых в дальнейшем было создано первое в России высшее учебное заведение в сфере физической культуры), Петр Францевич Лесгафт в кругу своих слушательниц мечтательно произнес: «Верю, что пройдет сто лет и в России будет создана Академия по подготовке специалистов физкультурного образования». 

Это пророчество ученого за три года до столетия института воплотилось в реальность: решением правительства России от 11 июня 1993 года Институт физической культуры был преобразован в Санкт-Петербургскую государственную ордена Ленина и ордена Красного Знамени академию физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.

Сегодня, мысленно обозревая пройденный вузом путь, можно уверенно сказать, что у него удивительная история, неповторимая судьба, и он по праву носит имя П.Ф. Лесгафта, курсы которого явились эпохой в истории физического воспитания и подготовки физкультурных педагогических кадров в России.

Вся жизнь Петра Францевича Лесгафта — выдающегося учёного-естествоиспытателя, руководителя крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивного общественного деятеля — связана с Санкт-Петербургом.

Здесь в 1837 году он родился, получил образование, начал самостоятельную трудовую и научную деятельность.  В Санкт-Петербурге он прославил свое имя как ученый и воспитатель свободной творческой личности. Лесгафт был по достоинству оценен современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Пётр Францевич счастливо сочетал в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела, неутомимого труженика.

В 1872 году, с неофициального согласия градоначальника П.А.Грессера, П.Ф. Лесгафт открыл  у себя на квартире общеобразовательные анатомические курсы, и эти «домашние курсы» функционировали двадцать пять лет. В 1877 году он организовал работу двухгодичных учебно-гимнастических курсов в 2-й Петербургской военной гимназии, которые по учебному плану и требованиям к занимающимся уже являлись учебным заведением высшего типа. 

Здесь изучали анатомию (в объеме 440 часов), физиологию (160), химию (80), гигиену (80), историю и теорию телесных упражнений (160), гимнастику (480), методику гимнастики (40), фехтование, плавание и другие телесные упражнения (80), спортивные игры (80). Лекции по физиологии читал И.М. Сеченов, по гигиене — А.П. Доброславин, по другим предметам — профессора Петербургского университета и Медико-хирургической академии. П.Ф. Лесгафт преподавал анатомию, руководил занятиями по методике преподавания физических упражнений. 

В основе педагогической практики слушателей лежала составленная им «Программа для преподавания гимнастики в военно-учебных заведениях». По гимнастике, фехтованию, плаванию и играм были специальные преподаватели, в том числе А.А. Красуская. В работе этих курсов П.Ф. Лесгафт на практике проверил созданную им систему физического воспитании мальчиков и юношей, которая оказалась в эпицентре поиска путей применения физической культуры в развитии и совершенствовании человека — самой популярной педагогической идеи конца XIX — начала XX века.

Так, в ряде стран Европы в это время были созданы школы физического воспитания, где стремились сочетать умственное и физическое образование. Например, в Германии господствовала идея Гутса-Мутса, считавшего, что в основу формирования личности должны быть положены гимнастические упражнения. Близких позиций придерживалась и шведская школа во главе с ее создателем Пьером Лингом. По мнению руководителя колледжа в Регби (Англия) Томаса Арнольда, подросток должен «созидать собственную зрелость» посредством спорта. Опираясь на традиции и опыт Древней Эллады, в университетах Соединенных Штатов Америки открывались кафедры физического воспитания и гигиены.

В 1882 году в Петербурге с участием П.Ф. Лесгафта при женской гимназии М.Н. Стоюниной были открыты двухгодичные «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования», на которые принимали девушек, окончивших средние учебные заведения. Здесь была составлена подробная «Программа для преподавания гимнастики девицам», научно обоснованы восемь возрастных групп согласно развитию женского организма между 10-ю и 18-ю годами. Для каждой группы были определены порядковые упражнения, упражнения на аппаратах с отягощением, в прыжках, лазании, подвижных играх.

Для кyрсов были разработаны методика обучения, порядок врачебного осмотра и проведения антропометрических измерений. Так была создана русская научная система физического воспитания и подготовки учителей гимнастики, которая нашла отражение в трудах П.Ф. Лесгафта: «Приготовление учителей гимнастики в Германии, Швейцарии, Италии и Австрии (1877—1880)», «Школьные типы», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В то же время П.Ф. Лесгафт и его сторонники искали новые пути распространения этой системы среди населения. 

В 1893 году ученик П.Ф. Лесгафта, сын сибирского золотопромышленника И.М. Сибиряков подарил своему учителю большой дом в центре Санкт-Петербурга и двести тысяч рублей (современный эквивалент - примерно 100000000$) на создание самостоятельного научного центра. В кратчайшие сроки на эти средства была оборудована Биологическая лаборатория. Ее кабинеты, клиники, операционные и богатейший музей стали реальной базой для работы высшего учебного заведения по физическому воспитанию. За его возникновение активно боролось «Общество содействия физическому развитию», также возглавляемое П.Ф. Лесгафтом.

Разрешение на открытие «Временных курсов для приготовления руководительниц физического воспитания и игр» было получено в 1896 году. Именно эта дата стала начальной точкой истории Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Этот год вошел в историю спорта еще и тем, что в Афинах были проведены первые летние Олимпийские игры современности. Тем самым, волею судеб, в одном году свершились два важнейших события, история которых в дальнейшем постоянно переплеталась.

Первоначально предполагалось обучение на Курсах в течении двух лет (с 1897 года Временные курсы стали называться «Курсами воспитательниц и руководительниц физического образования»). Однако, в начале 1898 года было получено разрешение на трехгодичный срок обучения. В то время это был уровень высшего образования. Таким образом, «Курсы Лесгафта» (так их повсеместно называли вплоть до Октябрьской революции) стали первым в мире высшим учебным заведением по физическому образованию.

В учебном плане, рассчитанном на трехлетний срок, было свыше двадцати предметов: математика, механика, физика, химия, анатомия, физиология, эмбриология, биология, ботаника, зоология, гигиена, психология, педагогика, история педагогики, общая история, теория движений, история физического воспитания, черчение, ручной труд, фребелевские занятия, физические упражнения и игры, педагогическая практика. Кроме этого, факультативно читались лекции по философии, литературе и другим социально значимым дисциплинам. 

Соотношение учебных часов было следующим: биологические науки — 35 процентов, педагогические — 20 процентов, математические — 20 процентов, Практические занятия физическими упражнениями — 25 процентов. Педагогическая практика и экскурсии в учебный план не входили, но были обязательными.

Широта образования, незаурядные преподаватели, соединение учебного процесса с практической деятельностью и научными исследованиями обусловили быстрый рост числа желающих заниматься на Курсах, спрос на выпускников опережал предложение. Так, в 1896 году приступили к занятиям 106 курсисток а спустя десять лет количество слушательниц увеличилось в одиннадцать раз.

Курсы П.Ф. Лесгафта, как и все высшие учебные заведения Петербурга, в начале 1905 года в знак протеста против произвола царских властей, расстрелявших демонстрацию трудящихся столицы 9 января, прекратили занятия: студенчество объявило забастовку до следующего учебного года.

В 1906 году П.Ф. Лесгафт преобразовал Курсы в Вольную высшую школу, практически ставшую первым общественным университетом России. Здесь было уже три факультета: педагогический (физического образования), исторический (социальный) и биологический. На Курсах стали заниматься не только женщины, но и мужчины, главным образом представители демократической интеллигенции.

Учебные планы на всех факультетах были рассчитаны на четыре года, но официального диплома о высшем образовании выпускники не получали. В 1907/08 учебном году были поданы более трех тысяч заявлений с просьбой о приеме, но за революционную деятельность осенью 1907 года школа была закрыта.

Вольная высшая школа и действовавший при ней вечерний рабочий факультет были последним деянием Петра Францевича Лесгафта в развитии народного образования в России.

Тридцатисемилетняя история «Курсов Лесгафта» говорит о его страстном желании создать в стране высшее педагогическое учебное заведение по подготовке преподавателей физического воспитания. «Не рецепты даю я вам, а также не техников и книжников хотел бы я видеть в вас, но прежде всего сознательно мыслящих людей, высококвалифицированных педагогов, горячо любящих избранную профессию, искренне преданных своему народу и Родине, достойных интеллигентных работников русского общества», — говорил он.

После смерти П.Ф. Лесгафта в 1909 году его ученики и последователи добились в 1910 году разрешения на открытие Высших курсов. Структура их включала в себя общеобразовательный двухгодичный факультет, затем следовало распределение студентов на три специальных факультета — физического образования, естествознания и исторический. Общий срок обучения составлял четыре года.

От правительства Высшие курсы ничего не получали на свое содержание. Преподаватели нередко тратили на обеспечение учебного процесса личные деньги. Бывали и критические моменты: в 1915 году из-за полного отсутствия средств был поставлен вопрос о закрытии Курсов, но студенческий комитет сумел найти мецената, и дело П.Ф. Лесгафта было спасено.

За время до Октябрьской революции на Курсах было подготовлено около двух тысяч квалифицированных преподавателей физического образования. Их воспитанники работали в ста шестидесяти пяти городах России. Гимнастика по системе Лесгафта проводилась более чем в четырехстах гимназиях, а также в некоторых учительских семинариях и ряде средних и высших учебных заведений. Многие выпускники стали работниками науки. Среди них — академик О.Б. Лепешинская, доктора наук А.А. Красуская, Л.И. Чулицкая, профессор Г.Г. Шахвердов и другие.

Впоследствии ученики Курсов сыграли заметную роль и в становлении московского Центрального института физической культуры, в частности выдающийся специалист в области физического воспитания детей М.М. Канторович, с первого дня создания вуза ставшая заведующей профилирующей кафедрой теории и методики физического воспитания, и профессор В.В. Гориневский, возглавивший деятельность института в целом.

Революция 1917 года застала Высшие курсы П.Ф. Лесгафта в тяжелом положении. Преподавательский состав работал без всякого вознаграждения, ведя лишь отдельные групповые занятия. Слушателей было около двухсот, но лекции, несмотря на скудное питание и самые неблагоприятные условия передвижения по городу, посещались лучше, чем во многих других учебных заведениях Петрограда. Занятия велись в неосвещенных, неотапливаемых помещениях, и подчас маленькая свеча зажигалась лишь для того, чтобы на несколько минут осветить формулу на доске.

Серьезным препятствием для нормальной работы являлось также вечернее время проведения занятий, так как большинство слушателей работали. Воскресные и праздничные дни использовались для проведения практических занятий, посещения специальных музеев и экскурсий с детьми. Продолжалась деятельность открытых незадолго до революции одногодичных курсов по внешкольному и дошкольному образованию, готовивших руководителей детских площадок, садов и клубов.

Однако, требовалась основательная реорганизация учебного процесса, так как, в связи с открывшимся широким доступом в университеты, уже не было нужды в сохранении естественного и исторического факультетов; не могли Курсы оставаться и женским учебным заведением. Поэтому летом 1919 года, несмотря на крайне тяжелую обстановку в стране — гражданскую войну, голод, разруху, — правительство страны сочло возможным на базе одного из факультетов Курсов Лесгафта создать первый в стране Государственный институт физического образования (ГИФО). Вначале он находился в ведении городского отдела здравоохранения, с 1923 года был подчинен Наркомздраву РСФСР.

Институт, которому в 1924 году присвоили имя П.Ф. Лесгафта, стал быстро расти. Во многом этому способствовало передача ему в этом же году дворцового комплекса на улице Декабристов, дом 35.

Перед вузом были поставлены две задачи государственной важности: построение научно-обоснованной системы физического воспитания и подготовка новых высококвалифицированных педагогических кадров, сочетающих идейную убежденность, широкую эрудицию и высокую общую культуру.

Институт наладил связи с Высшим советом физкультуры, комсомолом и организацией «Спартак», несколько позднее — с местным Губернским советом физической культуры, введя в его научно-методическую комиссию одного из своих преподавателей, а в свое правление его представителей наряду с представителями Губсовета профсоюзов. Постоянные связи были установлены и с Губотделом народного образования.

На долю института выпала трудная миссия создания новой профессии — специалиста по физической культуре, хорошо знакомого с физическими упражнениями, могущего оценить их влияние на здоровье и духовное развитие человека, самостоятельно разбирающегося в сложных научных проблемах, выдвигаемых практикой. Это предполагало серьезную постановку преподавания естественнонаучных и педагогических дисциплин.

Общее биологическое образование должно было быть не ниже, чем в медицинских вузах. На первое место ставилась задача подготовки педагогов, которые смогли бы внести в школу новые принципы образования.

В 1920-е годы многие хотели видеть в высшей школе по физической культуре нечто вроде консерватории, где выращивались бы виртуозы, образцовые мастера, способные поднять искусство спорта на большую высоту, а не научно-учебное заведение педагогического типа. Отсюда — частые недоразумения и обвинения института в излишней учености как учреждения, все внимание «сосредоточившего на теории и игнорировавшего практику. 

Действительно, наряду с чисто учебными задачами ГИФО ставил целью научную работу в сфере физической культуры, в частности занимаясь изучением движений и их влияний на организм человека, не отделял науку от учебной работы. И то и другое в деятельности вуза было теснейшим образом связано и создавало для слушателей серьезную научную атмосферу. В целях пропаганды знаний по физическому воспитанию с первых дней своего существования институт способствовал изданию специальной литературы для педагогов и врачей, оказывал помощь общественным организациям и учащимся в их практической деятельности.

В соответствии с этим строился учебный план. Он вырабатывался постепенно, путем постоянной проверки и переработки принятого, кропотливым пересмотром программ предметов, детальным исследованием связей отдельных дисциплин и целесообразности ввода новых курсов. 

Первоначально в институте было организовано два отделения: основное и дошкольное, являвшихся, по сути, одинаковыми, но имевших различные уклоны в подготовке работников, что, в частности, диктовалось анатомо-физиологическими особенностями детей дошкольного возраста. Курс обучения был рассчитан на три года, но уже в 1922/23 учебном году выяснилась необходимость продления срока обучения до четырех лет.

Учебный план включал в себя ряд основных и вспомогательных теоретических дисциплин в объеме, способствующем действительному приобщению студентов к самостоятельной научной работе. В основе теоретической части, кроме специальной теории и истории физического образования, лежали предметы, обеспечивающие серьезную биологическую подготовку: общая биология (зоология и ботаника), анатомия и физиология, патология и гигиена. Для их успешного освоения были введены физика, химия и высшая математика, без которых невозможно понимание биологических наук. 

Поскольку физическое образование рассматривалось как необходимый элемент общего, в учебном плане большое место было отведено педагогическим дисциплинам (общей педагогике, истории педагогических учений, теории и истории школьного дела и другим), в качестве вспомогательных предметов вводились экспериментальная психология, психология детского возраста и прочие.

В основе всего физического образования лежало преподавание физических упражнений по системе П.Ф. Лесгафта и других гимнастических систем: шведской и сокольской гимнастик, ритмики и сольфеджио, танцев.

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск