В Железнодорожном районе Екатеринбурга, на берегу городского пруда, среди лиственниц, яблонь и тополей живописного парка уютно расположилось современное здание Уральского государственного университета путей сообщения.
Из его дверей то и дело выходят студенты и бредут, смеясь и болтая, по парковым дорожкам. Видно, что в университете кипит жизнь. Но в привычной студенческо-преподавательской суете мало кто вспоминает, что этот красавец-вуз скоро шагнет за порог своего 60-летия. И что за "плечами" его - долгий путь от института до университета, своя судьба, полная радостей, печалей, трудностей и праздников.
Давайте на минуту остановимся и вспомним, с чего все начиналось.
Вообще, железнодорожный вуз на Урале не мог не появиться. Его рождение было предопределено самой природой, которая проложила через Средний Урал естественный путь-перевал из Европейской части России в Сибирь. Да и горный хребет - настоящая кладовая природных ископаемых: железа, меди, золота, платины, нефти и легендарных Бажовских самоцветов.
Потому именно здесь, на Выйском заводе, в 1834 г. появилась первая железная рудовозная дорога на паровозной тяге. Именно первая, потому что она появилась на целых три года раньше строительства дороги Петербург - Царское село, официально считающейся первой в России. Паровоз для этой дороги создали отец и сын Черепановы.
В 1878 г. было завершено строительство первой железнодорожной магистрали, получившей название Горнозаводской. В 1896 г. Транссибирская железнодорожная магистраль соединилась с Уральской железной дорогой, и Урал получил выход в центр страны через сеть железных дорог.
Несмотря на активное железнодорожное строительство, в досоветский период вопрос о создании на Урале железнодорожного института не поднимался. Первая попытка образования железнодорожного вуза была предпринята во время первой пятилетки (1928-1932 гг.). Это было время индустриализации страны, строительства крупных предприятий, развития экономики в разных регионах, что, естественно, обусловило увеличение потребности в инженерных кадрах железнодорожников.
В 1931 г. в Свердловске начал свою работу Уральский электромеханический институт Народного комиссариата путей сообщения. Располагался этот вуз на углу улиц Челюскинцев и Луначарского. Но, увы, жизнь института была совсем не долгой - в 1934 г. он был ликвидирован, а его студенты и материальная база переданы Томскому институту (ТЭМИИТ).
Вернулись к вопросу о возрождении высшего железнодорожного инженерного образования на Урале только после окончания Великой Отечественной войны. Уральская магистраль остро нуждалась в специалистах с высшим образованием, так как шло активное освоение производства новых видов продукции, обновлялась техника, расширялись связи Урала с другими регионами страны. Также необходимо было ликвидировать негативные последствия войны - большое количество дефектных рельсов требовало замены, парк паровозов был сильно изношен. Все это привело к подписанию правительством постановления о создании в городе Свердловске института инженеров железнодорожного транспорта, и к июню 1947 г. был утвержден проект строительства института на 1500 студентов.
Предполагалось, что институт будет готовить инженеров по трем специальностям: механическая, электрификация железных дорог и энергоснабжение. В декабре было выбрано и месторасположение вуза - участок между улицей им. Свердлова, Андре-Марти (сегодняшняя Мельковская) и улицей Спорта, ныне не существующей. Однако со строительством здания института возникли большие трудности, которые утонули в море проблем первой послевоенной пятилетки. Так, об Уральском железнодорожном вузе забыли еще на десять лет:
К середине 50-х страна восстановила народное хозяйство, сильно возросло значение железнодорожных перевозок, особенно в Урало-Сибирской зоне. И вновь встал вопрос об инженерном вузе, готовящем кадры для железных дорог Урала. Наконец, в июне 1956 г. Совет министров СССР принял постановление об организации Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. Согласно приказу министра путей сообщения от 2 июля 1956 г. УЭМИИТ расположился в нескольких зданиях по улице Быкова и в доме по улице Свердлова, 11а.
Институт был основан на базе Свердловского железнодорожного техникума. Торжественный акт, посвященный радостному событию открытия УЭМИИТ, состоялся 17 ноября 1956 г.
Все тяготы и проблемы организации новорожденного вуза легли на плечи первого ректора УЭМИИТ Уткина Ивана Васильевича. Можно сказать, институту очень повезло, что в период своего становления он находился под чутким и умелым руководством Ивана Васильевича. Он не просто управлял вузом - он создал его и жил своим детищем до самого ухода на пенсию. Люди, знавшие Уткина И.В., отзываются о нем как об исключительно добросовестном и феноменально трудолюбивом человеке.
Иван Васильевич сумел сформировать педагогический коллектив, заложить основы учебно-методической, научной и воспитательной работы, укрепить творческие связи с железнодорожным транспортом. Университет не забывает о нем и сейчас. Был создан музей имени И.В. Уткина и учреждена специальная стипендия имени первого ректора.
Естественно, что перед только что появившимся вузом встала масса проблем по организации учебного процесса. В частности, институт не располагал педагогическими кадрами. Поэтому было принято единственно верное решение - пригласить преподавателей из других вузов Свердловска, Москвы, Ленинграда. Также источником пополнения профессорско-преподавательского состава стали выпускники самого УЭМИИТ: Пышкин А.А., Бей Ю.М., Григорьев В.Ф., Пятков П.Я., Усов В.А. и др.
Чрезвычайно ответственной для вуза стала задача первого набора студентов. Дело в том, что набор в институт был объявлен только в июле 1956 г. К этому времени другие вузы уже проводили вступительные экзамены. Но, тем не менее, на 225 мест было подано 638 заявлений. В институт было зачислено 228 абитуриентов, в том числе 93 медалиста.
Ввиду ограниченности контингента студентов в первом учебном году еще не было факультетов и деканатов, и руководство учебным процессом осуществлялось непосредственно ректоратом. Изначально со студентами занимались 16 штатных преподавателей пяти кафедр: высшая математика, химия, графика, кафедра общественных наук и физического воспитания. Позже открылись кафедры физики, теоретической механики, технологии материалов, теоретических основ электротехники, иностранных языков, электрических машин, электрической тяги, энергоснабжения электрических железных дорог, связи и т.д.
В 1957 г. открылся вечерний факультет. В 1958 г. были созданы электромеханический и электротехнический факультеты, в 1959 г. - заочный, в 1966 г. - строительный факультет. В том же году была организована кафедра эксплуатации железных дорог, впоследствии переименованная в факультет управления перевозочным процессом. В 1968 г. была организована кафедра вагонов и вагонного хозяйства, а также открыт факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта. В 1971 г. образовался механический факультет. В 1975 г. начали работу кафедры строительных конструкций и строительного производства.
16 ноября 1964 г. открылись двери первой очереди главного учебного корпуса. В просторные аудитории, лаборатории и кабинеты этого корпуса вселились общеобразовательные, а также все кафедры электромеханического факультета.
В последующие годы были введены в эксплуатацию вторая и третья очереди учебного корпуса, общежития, жилые и другие здания. Так сформировался в городе второй, после УПИ, студенческий городок.
В 1974 г. в связи с уходом на пенсию Уткина И.В. на должность ректора был выдвинут Урманов Рифат Нурович. Это был инициативный и требовательный руководитель, опытный педагог, специалист высокой квалификации, имевший широкие контакты с вузами Свердловска и предприятиями Урала.
В 70-80-е годы количество студентов, принятых в УЭМИИТ, возросло с 600 до 7000. Студенческий коллектив был интернациональным. В институте учились русские, украинцы, белорусы, казахи, евреи, татары, немцы, корейцы, греки. С 1961 по 1981 гг. ежегодный выпуск студентов дневного отделения возрос до 915. К 25-летию УЭМИИТ профессорско-преподавательский корпус вырос до 357 человек, 45% из которых имели ученые степени и звания.
Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась перестройкой всей жизни советского общества, которая коснулась и сферы образования. Первые шаги по перестройке института были сделаны под руководством нового ректора - Анатолия Васильевича Перепелюка. В мае 1987 г. на собрании коллектива новый ректор высказался за повышение уровня компьютеризации обучения. Были намечены меры по преодолению отставания в данной области. Также в планы нового ректора входило строительство четвертой очереди учебного корпуса, спортивного комплекса, лабораторно-исследовательского комплекса и жилого дома для преподавателей института.
Но основная работа по реализации этих планов выполнялась уже под началом Ефимова А.В., который сменил на посту ректора А.В. Перепелюка. Александр Васильевич стал первым ректором в истории УЭМИИТ, избранным общим составом коллектива.
Сменился и состав ректората. Можно сказать, что в руководстве произошла естественная смена поколений, и место ветеранов заняли более молодые кадры, в большинстве своем из числа выпускников УЭМИИТ.
Смутное время 90-х преподнесло институту множество неприятных сюрпризов: сокращение фонда зарплаты и статей госбюджетного финансирования, хронический дефицит наличных денег на счетах. Поэтому уже в 1990 г. ряд научных сотрудников покинули институт. Несмотря на это вуз нашел возможности и пути преодоления этих трудностей. Ректорат разработал новое положение о внутривузовском хозрасчете и Положение о хозрасчетном учебном коллективе кафедры, разрешил создание на базе института малых предприятий, основанных на смешанных формах собственности, стимулировал заключение договоров на подготовку студентов. Эти меры укрепили финансовое положение института, что положительно сказалось на осуществлении учебного процесса.
К чести руководителя и коллектива института они вышли из сложного периода реформирования не только без потерь, но даже с ощутимыми приобретениями - был отмечен беспрецедентный рост числа преподавателей, имеющих докторские звания и ученые звания профессора.
В 1992 г. УЭМИИТ успешно прошел аттестацию, а в 1993 г. - лицензирование, что стало своеобразным этапом реформирования института. В 1994 же году вуз получил новый статус - в июле приказом Госкомвуза Российской Федерации УЭМИИТ был переименован в Уральскую государственную академию путей сообщения (УрГАПС).
Академия стала одним из крупнейших железнодорожных вузов России. В ее структуру входили 8 факультетов, 28 кафедр, 34 научных подразделения, 1 филиал и 6 учебно-консультационных пунктов.
Кроме традиционных форм повышения квалификации, были организованы курсы по применению вычислительной техники в учебном процессе. Ежегодно на таких курсах стали обучаться от 30 до 40 преподавателей академии. Также была введена стажировка преподавателей на предприятиях железных дорог.
К октябрю 1995 г. численность научно-педагогических кадров составляла 430 человек, из них ППС - 371 человек. Ученые степени и звания к тому времени имели уже 204 человека, среди которых было 32 профессора.
В феврале 1995 г. ученый совет принял Положение об утверждении званий "Почетный профессор академии" и "Заслуженный исследователь академии". Первыми почетными профессорами стали Урманов Р.Н., Кац И.Я. и Крючков М.Т. Заслуженными исследователями были признаны Козлов Н.А. и Соколов В.И.
Академия начала активно развивать международные связи. Центром развития этих связей стал отдел международной деятельности УрГАПС. Из успешных этапов его работы стоит отметить обучение русскому языку китайских студентов, сотрудничество с Корпусом Мира США и Международной гражданской службой, создание локальной группы Ассоциации европейских студентов технологов и развитие сотрудничества с европейскими университетами в рамках программы ТЕМПУС.
Очередного повышения своего статуса вуз сумел добиться в 1999 г., когда, по результатам работы и качеству подготовки специалистов, академия превратилась в технический университет - Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС).
В 1999 г. был открыт факультет экономики и управления, на базе которого стали готовить специалистов по бухгалтерскому учету, экономике, менеджменту, коммерции, прикладной информатике - словом, по специальностям, максимально востребованным в современных условиях.
Новые специальности открыли все факультеты. В 1999 г. открылась новая специальность "Организация и технология защиты информации" (ЭТФ); в 2002 г. - "Мосты и транспортные тоннели" (СФ); в 2003 г. - "Мехатроника" (МФ) и "Сервис" (ЭМФ); в 2005 г. - "Организация и безопасность движения" (ЭМФ). В 2008 году состоялся первый выпуск по специальности "Мехатроника", не имеющей аналогов в Уральском регионе. На 2009 год приходится первый выпуск специализации "Транспортная логистика". С этого же года в УрГУПС начинается переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, предполагающую разделение на бакалавров (4 года обучения), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Для УрГУПС это, в первую очередь означает возможность готовить специалистов для всех направлений транспорта.
Ведется и очень важная для успешной работы университета информатизация учебной и управленческой деятельности вуза. Несколько лет успешно эксплуатируется АСУ (автоматизированная система управления) "Абитуриент". С 2004 г. внедрена в эксплуатацию АСУ "Расчет и распределение учебной нагрузки".
На базе УрГУПС создан отраслевой региональный центр научно-методического обеспечения, позволяющий координировать деятельность всех учебных заведений, участвующих в подготовке кадров для предприятий отрасли и сформировать региональный отраслевой образовательный комплекс, гибко реагирующий на запросы отрасли. В 2009 г. была создана Ассоциация транспортных учебных заведений УрФО и Пермского края, а также Республики Казахстан, которая объединила 62 учебных заведения, 50 000 обучающихся, более 3000 преподавателей.
С 1999 по 2004 гг. были введены в эксплуатацию новые здания спортивного комплекса со стадионом, Академии корпоративного образования, центральный теплопункт и актовый зал на 600 посадочных мест. Кроме того, дождались капитального ремонта студенческие общежития и главный учебный корпус.
В 2009 году начался новый этап развития материальной базы вуза. Сегодня УрГУПС реализует Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)", первые итоги которой уже можно отметить: в декабре 2010 года откроется новый учебно-лабораторный комплекс с 12-ю научно-образовательными центрами. Также, в рамках программы к 2015 году планируется завершение 2 очереди спортзала с 50-метровым плавательным бассейном, строительство общежития для преподавательского состава, 12-этажный корпус, реконструкция студенческого общежития ©3, а также реконструкция учебно-лабораторного корпуса института в г. Челябинск.
В структуру университета сегодня входят Челябинский институт путей сообщения (ЧИПС УрГУПС), Пермский институт железнодорожного транспорта (ПИЖТ УрГУПС), созданный в 2006 году на базе Пермского филиала УрГУПС и присоединенного Пермского техникума железнодорожного транспорта; Курганский институт железнодорожного транспорта (КИЖТ УрГУПС), созданный в 2006 году на базе Курганского филиала УрГУПС и присоединенного Курганского техникума железнодорожного транспорта; созданный 24 июня 1997 года на базе Челябинского филиала УрГАПС и присоединенного Челябинского техникума железнодорожного транспорта, филиалы в гг. Н. - Тагиле, Тюмени, Златоусте, представительство в г. Карталы, а также Академия корпоративного образования, объединившая Институт заочного образования и Институт дополнительного профессионального образования
Профессорско-преподавательский состав университетского комплекса сегодня превышает 900 человек, более 60 % которых имеют ученые степени и звания. Выросло количество студентов. Ежегодно в УрГУПС принимаются: на очное обучение - свыше 1300 человек; на заочное - более 1000. Более половины абитуриентов имеют целевые направления от предприятий транспорта и железных дорог.
До 90% руководителей и специалистов на железных дорогах Уральского региона - выпускники УрГУПС, профессионализм и организаторские навыки отличают выпускников университета, работающих на руководящих должностях иных транспортных компаний. За период деятельности вуза среди выпускников более 10 начальников железных дорог России, Министр путей сообщения СССР, ряд заместителей Министра транспорта, руководители департаментов, управлений ОАО "РЖД", первый вице-президент ОАО "РЖД", руководитель Уральского территориального управления Росжелдора, губернатор Иркутской области, председатель правительства Свердловской области.
Год от года повышается престиж УрГУПС. Вчерашние выпускники университета работают сегодня во всех уголках России и ведут успешную трудовую деятельность за рубежом. И, конечно, каждый, кто связал свою судьбу с УрГУПС, с благодарностью вспоминает своих преподавателей и неповторимые студенческие годы, проведенные в стенах ставшего родным университета.
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!