Главная > Учебные заведения > СПО > Училища > Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева

НМК - Нижегородское музыкальное училище (колледж) имени М.А. Балакирева

  • Государственный

История Нижегородского музыкального училища берёт исток во второй половине XIX века. Это легендарное время отмечено большими свершениями для всей русской культуры, высоким престижем академической музыки, авторитетом и общественным звучанием фигуры Музыканта. В ту пору Россия активно вовлекается в европейский культурный процесс. В стране создаётся структура, имеющая целью не только музыкальное просветительство, но и – впервые в отечественной истории – создание и утверждение профессионального музыкального образования, выращивание, развитие и поддержку национальных талантов и, как итог, собственную школу академической музыки. Эти функции взяло на себя Русское музыкальное общество (РМО, с 1869 г. – Императорское русское музыкальное общество, ИРМО).

После открытия отделений РМО в столицах Санкт-Петербурге и Москве (1859-1860 гг.) и консерваторий при этих отделениях (1862 г., Санкт-Петербург и 1866 г., Москва) назрела необходимость охватить очагами музыкальной культуры и обширную периферию страны. В рамках этого движения по инициативе Н.Г. Рубинштейна весной 1873 г. одним из первых в России появилось отделение ИРМО в Нижнем Новгороде.

Крупный, богатый торгово-промышленный центр и транспортный узел, Нижний  – «Москве сосед ближний» – в XIX веке отнюдь не выглядел глухой провинцией. Регулярно из столиц сюда приезжали на гастроли актёры, певцы и исполнители-инструменталисты. В городе сложились и свои культурные традиции. Вокруг аристократических салонов группировалась художественная элита. Так, музыкальные «вторники» и «четверги» проводил в своём доме выдающийся музыкальный критик А.Д. Улыбышев. На его вечерах выступал как дирижёр и концертмейстер юный М.А. Балакирев. Немалую долю в досуге горожан занимало любительское домашнее музицирование. Музыкальное воспитание также по преимуществу было домашним. На систематическую основу было поставлено преподавание лишь в нескольких учебных заведениях для избранных, таких, например, как Мариинский институт благородных девиц. Частным преподаванием занимался одно время Балакирев.

Важным компонентом музыкальной культуры города, являвшегося и крупным христианским центром, было православное церковное пение, а через лютеранскую церковь в неё вошла немецкая органная музыка. В городе уже существовали и были весьма востребованы театры. Необычайное оживление вносили летние ярмарочные сезоны, красочно оформленные как не только торговый, но и культурный праздник.

Таким образом, вся атмосфера Нижнего Новгорода располагала руководство ИРМО к организационному импульсу, который бы вывел музыкальную жизнь города на качественно иной уровень. 12 ноября 1873 года в Нижнем Новгороде было открыто новое учебное заведение, названное Музыкальными классами при Нижегородском отделении ИРМО. Основал и возглавил классы молодой выпускник Московской консерватории, разносторонне одарённый музыкант и педагог Василий Юльевич Виллуан (1850-1922), направленный сюда для этой цели Н.Г. Рубинштейном. Ради высокой идеи Виллуан сменил блестящую столичную карьерную перспективу на подвижническую, многотрудную, порой неблагодарную работу в провинции. Молодой директор с энтузиазмом взвалил на себя поистине колоссальный груз проблем. Он преподавал скрипку, фортепиано, камерный ансамбль, теоретические дисциплины, организовывал концерты местного отделения РМО и участвовал в них (и сам, и с учениками), дирижировал. Кроме того, он занимался вопросами финансирования, помещением, разрабатывал и совершенствовал методики, писал учебники, сочинял музыку, отлаживал механизм творческих связей со столицами и зарубежьем, формировал педагогический коллектив вверенного ему учебного заведения, совершал благотворительные акции.

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск