После войны Лукояновское педучилище вместе со всей страной переживало трудности, вызванные потерями и разрухой военных лет.
В 1945 году училищу были возвращены здания, занятые во время войны под госпитали и дополнительно было передано здание школы № 1 на площади Мира. Средств на ремонт зданий не выделялось, приходилось приводить их в порядок своими силами. Но всё равно внешний вид учебных помещений был неприглядным (обшарпанные стены, случайно подобранная мебель). Зимой помещения отапливались сырыми дровами, поэтому в классах было не только холодно, но и угарно. Учащиеся часто отвлекались на заготовку дров. Приём в училище сохранялся на уровне военных лет, поэтому контингент учащихся был небольшим.
Осенью 1945 г. из армии вернулся А.А. Куманёв и снова возглавил училище. Ему пришлось не только укреплять материальную базу училища, но и почти заново формировать педколлектив. Довоенный коллектив практически перестал существовать. Погибли на фронте Ф.А. Каргаев и С.И. Жуковский. Не вернулись в училище К.И. Мансуров , Г.Л. Андронов. Уехали из Лукоянова Н.Д. Андронова и С.П. Радаева. Перешёл на партийную работу Г.С. Ермушкин. В 1947 г. умер Д.А. Таскин и ушла на пенсию К.П. Таскина. Из старых (довоенных) преподавателей осталось 6 человек. Но этого оказалось достаточно, чтобы сохранить тот дух творчества, доброжелательности и делового сотрудничества, который царил в коллективе в довоенные годы.
Вернулись с фронта: преподаватель педагогики Ф.И.Волков и преподаватель рисования А.Р. Усанов. В 1946 году Ф.И. Волков был назначен завучем педучилища. Очень важным в формировании педколлектива был тот факт, что на преподавательскую работу в училище впервые пришли выпускники училища. Это были фронтовики: Паршин В.Л. - преподаватель математики, Добротворский К.П. - преподаватель музыки, Васильев А.И. - преподаватель педагогики и психологии. Начали работу также бывшие фронтовики: Бударагин Н.А. - преподаватель математики, Мартьянов Б.В. - преподаватель музыки, Миронов И.Ф. - преподаватель географии. Перешли на работу в училище и опытные учителя из других школ города: Куманёва В.П. - преподаватель русского языка и литературы, Журавлёва А.М. - преподаватель истории. В результате сформировался хороший педколлектив, состоящий из опытных и молодых учителей, очень добросовестных, знающих, бесконечно преданных делу, ярких и очень разных по своим увлечениям.
Душой коллектива, генератором многочисленных идей, автором многих инициатив и экспериментов стал его директор Куманёв А.А. Он относился к той категории руководителей, которые хорошо понимают всю полноту ответственности за порученное дело. Учить учителей - это значит, самому быть дважды учителем. Он хорошо понимал, что учительская профессия особая. В ней человеческое и профессиональное неразделимы. "Нельзя быть хорошим учителем, будучи плохим человеком" - неоднократно повторял он. Сам он был образцом этого единства. В нём привлекала широкая эрудиция, увлечённость делом и любовь к людям, стремление щедро делиться с другими своими знаниями, оказывать помощь любому, кто в этом нуждался. Он был тонким психологом, интересным собеседником, человеком кристальной честности, который никогда и никому не дал повода усомниться в своей порядочности. Он сумел создать в училище атмосферу всеобщей увлеченности делом.
Главной задачей училища стала подготовка учителя много знающего и много умеющего, инициативного, творчески мыслящего, способного преодолевать трудности и главное - любящего детей. Решать эту задачу в условиях провинциального училища было нелегко. В училище приходили выпускники сельских школ. Уровень их теоретической подготовки, общий уровень развития, кругозор, круг интересов был ограничен. Необходимо было изменить их отношение к знаниям, развить интерес. Необходимо было не только дать знания, но изменить их психологию.
В первые послевоенные годы А.А. Куманёв был убежденным сторонником педагогических идей А.С. Макаренко. На вооружение педколлектива были взяты разработанные Макаренко принципы педагогики параллельного действия и системы перспективных линий. В практической работе педколлектива это нашло отражение в том, что в училище была создана доброжелательная атмосфера делового сотрудничества между преподавателями и учащимися. Большинство преподавателей училища имели глубокие знания, были увлеченными и преданными делу. Они всегда были с учащимися. Поэтому через много-много лет в своих письмах и при встречах они с благодарностью вспоминают своих наставников: Винокурову М.А., Журавлёву А.М., Коробову З.И., Миронова И.Ф., Назарову А.Н., Паршина В.Л., Усанова А.Р. и многих других.
"Я горжусь и считаю за счастье, что судьба свела меня с замечательным коллективом знающих, вдумчивых, влюбленных в свое дело педагогов. Спасибо! Это мало. Низкий земной поклон Вам и самые искренние и сердечные слова благодарности. Вы - наши маяки, по Вам мы сверяем свой жизненный путь", - написала в своем письме выпускница 1952 г. А. Носова. О каждом из преподавателей училища тех лет сказано очень много добрых слов. О некоторых из них следует сказать поподробнее:
Усанов А.Р. - художник. Он начал работать в училище еще до войны в 1936 г. После войны его неутомимые руки в короткое время буквально преобразили оформление училища. Прекрасно выполненные портреты писателей, музыкантов, ученых, стенды на стенах коридоров. Умело оформленная сцена актового зала сделала его уютным и нарядным. Но Алексей Романович был не только оформителем, он был своеобразным термометром, который быстро реагировал на жизнь училища. Своими творческими работами он оперативно откликался на все важные и новые события в жизни коллектива, помогая глубже понять происходящее и, в то же время, в тактичной форме осуждал огрехи и промахи в работе. Его добродушные шаржи на темы училищных будней восхищали всех. Из этих шаржей был составлен великолепный альбом. Стихотворные тексты к ним были написаны А.А. Куманёвым.
В 1949 г. в педучилище начал работать И.И. Цветков, преподаватель педагогики и психологии. С его приходом в училище коренным образом изменилось отношение к изучению предметов психолого-педагогического цикла. Это был уже опытный преподаватель, прекрасно знающий работу начальной школы, так как до этого сам в течение 18 лет работал учителем начальных классов. Уроки педагогики стали "живыми", усилилась их практическая направленность. Всех удивляла его работоспособность и беззаветная преданность делу. Его воспитанники не раз подчеркивали простоту его общения со студентами, блестящие теоретические и практические знания педагогики, его неуемную энергию, терпение, доброту и стремление научить всему, что могло пригодиться учащимся в их будущей работе. Иринарх Иванович создал отличный кабинет педагогики, который стал центром педагогической и методической работы. Интересные лекции, вечера, беседы на педагогические темы, кружки, консультации сделали кабинет любимым местом работы учащихся.
Педкабинет вскоре стал центром методической работы не только в училище, но и в районе. Здесь сказался опыт работы Иринарха Ивановича в РОНО.
В помощь учителям района стали проводиться семинары, анализы программ, создавались многочисленные разработки календарных планов, планов воспитательной работы, тематические разработки школьных утренников, праздников, викторин и т.д.
В помощь школам района педкабинет организовал среди студентов сбор книг для начальных школ. В 1951 г. было собрано более 800 книг. Школам была оказана существенная помощь в обеспечении их наглядными пособиями. В районе было 22 школы и каждая из них получила набор наглядных пособий из 16 предметов, изготовленных учащимися педучилища на уроках труда. Кроме этого, каждая школа получила набор семян овощных и цветочных культур, которые были выращены на пришкольном участке. За полезную инициативу в оказании помощи школам Лукояновского района при подготовке к новому 1952-53 учебному году специальным Приказом Министерства просвещения РСФСР группе преподавателей училища была объявлена благодарность.
В 1950 г. в училище начали работу преподаватели музыки супруги Ивлевы М. М. и Т. Д. Их приход в училище знаменовал новый этап эстетического роста коллектива. Это были профессионалы высокого класса. Михаил Максимович организовал оркестр баянистов, а Тамара Дмитриевна повысила уровень хорового пения (музыкальной грамотности). В этом же году в училище пришла Зоя Ивановна Коробова - прекрасный преподаватель русского языка и литературы, которая отдала училищу 33 года своего труда.
В 1949 г. педучилище перешло на 4-х годичное обучение. В эти годы в училище стали решаться проблемы самоуправления. Педагогика параллельного действия проявилась и в том, что учащиеся никогда не рассматривались просто как объекты педагогического воздействия со стороны опытного коллектива педагогов. Они сами были активными участниками формирования качеств, необходимых учителю. В училище были созданы инициативные, работоспособные комсомольская и профсоюзная организации, совет старост, которые вместе с педколлективом решали все вопросы, связанные с жизнью училища, города и района.
Они выступали инициаторами многих общественно-полезных дел: проводили воскресники по благоустройству территории училища, оказывали помощь подшефным колхозам, организовывали работы по созданию спортивного городка, вовлекали учащихся в художественную самодеятельность. Но главным в их работе была учеба и практическая подготовка к работе в школе. Организаторами всех дел были секретари комсомольской организации Виктор Михеев, а позднее Михаил Бутусов. Авторитет комсомольской организации был очень высок и в 1950 году уже все учащиеся училища стали комсомольцами. В связи с этим коллектив выступил с инициативой добиваться присвоения училищу имени великого пролетарского писателя М. Горького. Оно было присвоено училищу в 1951 году. С этого времени в училище установилась традиция ежегодного празднования дня рождения М. Горького.
Успешно в работе училища использовалась и система "перспективных линий" разработанных А.С. Макаренко. Коллектив никогда не работал вслепую. В его работе традиционными были общие собрания коллектива. Они проводились ежемесячно и на них присутствовали все учащиеся и преподаватели. Сделать тогда это было просто, так как контингент учащихся был небольшим. На этих собраниях всегда выступал директор, который подводил итоги сделанного за месяц, отмечал успехи и просчёты и на основе этого, чётко определялись новые задачи. Если бы можно было восстановить содержание всех этих выступлений, то из них можно было бы составить учебник педагогики. Каждый член полезных дел: проводили воскресники по благоустройству территории училища, оказывали помощь подшефным колхозам, организовывали работы по созданию спортивного городка, вовлекали учащихся в художественную самодеятельность. Но главным в их работе была учёба и практическая подготовка к работе в школе. Организаторами всех дел были секретари комсомольской организации Виктор Михеев, а позднее Михаил Бутусов. Авторитет комсомольской организации был очень высок и в 1950 году уже все учащиеся училища стали комсомольцами. В связи с этим коллектив выступил с инициативой добиваться присвоения училищу имени великого пролетарского писателя М. Горького. Оно было присвоено училищу в 1951 г. С этого времени в училище установилась традиция ежегодного празднования дня рождения М. Горького.коллектива, в свете поставленных задач, мог чётко определить своё место в их решении. Всё это сплачивало коллектив и положительно отражалось на отношении к учебе. Учились охотно и с увлечением.
Пятидесятые годы были временем формирования многих традиций в жизни училища, которые играли положительную роль в организации работы коллектива. Традиционным стал торжественный приём новичков в училище, который проводился накануне начала учебного года, 31 августа. Это был и торжественный и праздничный день в жизни новичков. Они сразу понимали, что попали в обстановку порядка и дисциплины и что им придётся в училище готовиться к очень важному и ответственному делу, от которого в очень большой степени зависит будущее нашего общества. Традиционным в училище было уважительное отношение к Знамени училища. Оно было символом чести и достоинства коллектива. Со Знаменем в жизни училища было связано очень многое. Словами: "Первокурсники под Знамя училища" завершалась торжественная церемония посвящения в студенты. С выноса Знамени начинались все торжественные собрания в училище, со Знаменем провожали на работу выпускников. Под Знаменем фотографировались лучшие учащиеся и коллективы групп училища, со Знаменем коллектив участвовал на праздничных демонстрациях и т.д.
Педкабинет был инициатором двух очень важных традиций в жизни училища. Это была традиция торжественных проводов на работу выпускников училища. В начале 50-х годов коллектив Лукояновского педучилища через "Учительскую газету" выступил с инициативой "Проводим своих выпускников". Выпускники ежегодно отправлялись на работу в разные концы страны не просто с дипломами. На выпускном вечере им вручались небольшие библиотечки методической литературы. Средства на их приобретение зарабатывались всем коллективом. Одновременно родилась и еще одна традиция - это связь коллектива училища с выпускниками. Связь эта осуществлялась через переписку с выпускниками, через организацию встреч и конференций в каникулярное время. Это давало возможность коллективу более целенаправленно строить свою работу, учитывая пожелания выпускников. В училище приходили сотни писем, которые широко использовались в работе училища и сотни уходили из училища. "Радостно чувствовать, что в любую минуту ты можешь опереться на твердую руку своего коллектива. Что, и окончив училище, ты остаешься членом большой и дружной семьи, которая заботиться о тебе, радуется успехам, помогает переживать неудачи, поддерживает тебя", - писал в одном из писем В. Обидин.
В середине 50-х гг. встал вопрос о закрытии педучилища. Это было связано с тем, что резко сократилось количество учащихся начальных классов. Сказывались последствия войны. В 1954-57 годах в училище не было приёма. Были закрыты педучилища в Арзамасе, Починках, Сергаче. Выпускные группы их доучивались в Лукоянове. Однако, в 1958 г. был разрешен приём на 1 курс. Было принято 5 групп: 3 на базе 7 классов, и 2 на базе 10 классов. Училище снова стало функционировать нормально. Спасло его то, что оно уже тогда себя очень хорошо зарекомендовало в деле подготовки учителей начальных классов. Именно выпускники училища сделали его известным. В 1959 г. в училище не было выпуска, выпустили всех.
В середине 50-х годов окончательно изменился статус Лукояновского училища, как национального. В 1954 г. в училище было прекращено преподавание мордовского языка, а в 1956 г. оно было переименовано в Лукояновское педагогическое училище им. М. Горького (без указания мордовское). Это объясняется тем, что в школах мордовских сёл по требованию родителей учащихся, было прекращено изучение мордовского языка.
В 1955 г. в училище пришли на работу Сычева А.В. - преподаватель педагогики и Дружков А.Я. - преподаватель физвоспитания. С его приходом ещё больше оживилась физкультурно-массовая работа. Резко увеличилось количество спортсменов-разрядников. Училище уверенно стало занимать призовые места в областных и зональных соревнованиях по разным видам спорта.
Значительную роль в подготовке учителей для сельской школы сыграл учебно-опытный участок училища. Ещё в 1946 году на территории пустыря, который находился рядом с педучилищем, был заложен учебно-опытный сельскохозяйственный участок. Вначале это был обычный пришкольный участок, на котором учащиеся проходили практику. На одном из собраний коллектива было принято решение превратить его в образцовый.
В трудные послевоенные годы в стране решалась задача подъема сельскохозяйственного производства. Коллектив училища решил, что сельский учитель не должен стоять в стороне от этого дела и уже в училище ему необходимо приобрести навыки опытнической работы, получить знания по уходу за домашними животными. К 1956 г. работа на пришкольном участке прекрасные результаты. Под руководством опытнейшего биолога А. Н. Назаровой при непосредственном участии в организации этой работы директора училища Куманева А. А., благодаря неустанным заботам лаборанта кабинета биологии Кувалдиной А. М. был создан действительно образцовый учебно-опытный участок, который превратился в экспериментальную лабораторию по организации опытнической работы.
Все территории вокруг учебных зданий были превращены в прекрасные сады. Особенно хорош был сад вокруг здания №1. В нём было более 170 яблонь наиболее распространенных в нашей местности сортов, а также 20 мичуринских, более 400 кустов смородины, 70 кустов крыжовника, 75 кустов винограда, много кустов малины, айвы, лимонника, земляники и многих других культур. На участке ставились многочисленные опыты по выращиванию высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Был выведен районированный сорт кукурузы "гибрид ЛПУ". На полевом участке, который занимал территорию 6 га, испытывались новые сорта пшенично-пырейных гибридов: № 1, №599 и № 186, полученные от академика Цицина. Все территории училища были украшены цветниками, которые приводили в восторг, всех кто их видел.
С целью привития навыков по уходу за домашними животными при училище был создан учебно-опытный зоотехнический участок, на котором учащиеся проходили практику по зоотехнике. Руководство участком было поручено преподавателю биологии Ирсецкой В.И. На зооферме держалось четыре породы свиней "Крупная белая", "Брейтовская" и др. Одна из них свиноматка "Венера" в возрасте 2-х лет весила 400 кг. Содержались овцы породы "Прекос", 6 пород кур, индеек, уток, несколько пород кроликов и др. животных. Благодаря правильному уходу, обеспечению животных хорошими кормами зооферма училища давала более высокую продуктивность по сравнению с окружающими хозяйствами. Колхозы охотно покупали у неё племенной молодняк (поросят, овец, цыплят и т.д.).
Сад и опытное хозяйство сыграли огромную роль в поддержании физических и духовных сил учащиеся в первые послевоенные годы, когда трудно было с питанием. С другой стороны, это была прекрасная школа организации коллективного труда и рационального ведения хозяйства, которое быстро окупало затраты на его ведение и давало прибыль. Уже через 10 лет подсобное хозяйство училища давало хорошие доходы. Вопреки утверждениям скептиков, которые выступали против большого объема работ в подсобных хозяйствах учебных заведений, которые якобы мешали учёбе, успеваемость в училище в те годы не только не снизилась, но стала гораздо лучше, чем прежде.
В 1956 г. за успехи в подготовке учителей начальных классов директору Лукояновского педучилища А.А. Куманёву было присвоено звание "Заслуженный учитель школы РФ".
В 1957 г. за прекрасную организацию опытнической работы на учебно-опытном участке, за успехи в воспитании и обучении учащихся звание "Заслуженный учитель школы РФ" было присвоено преподавателю биологии А.Н. Назаровой.
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!