Профессиональная подготовка людей к труду всегда была обязательным условием развития общества. Уровень такой подготовки прямо связан с возрастанием качества труда. В России не сразу сложилась единая государственная система подготовки рабочих кадров. Лишь к концу XIX века начала складываться система профессионально-технического образования. Русским ученым И. А. Вышнеградским был разработан общий план промышленного образования в России, на основе которого правительство издало в 1888 году имевшие силу закона «Основные положения о промышленных училищах».
События революции и последовавшей за ней гражданской войны существенно изменили систему профессионального образования кадров. Накануне Великой Отечественной войны система трудовых резервов развивалась ускоренными темпами. В течение 1940 года было создано и открыто 1550 учебных заведений с общим количеством учащихся более 600 тысяч. В начале 1941 года было открыто еще 500 школ ФЗО для ускоренной подготовки рабочих. В мае 1941 года состоялся первый выпуск школ ФЗО, которые дали народному хозяйству 250 тысяч рабочих-горняков, строителей, металлургов, нефтяников, железнодорожников. «Первый выпуск показал, что учебные заведения трудовых резервов приступили к успешному выполнению задач по плановой подготовке и централизованному распределению квалифицированных рабочих кадров. В последнем предвоенном году было положено начало созданию новой системы профессионально-технического образования, которая сыграла огромную роль в обеспечении народного хозяйства квалифицированными кадрами рабочих в годы Великой Отечественной войны» (цит. по 2, с.171).
С первых дней войны надо было заменить рабочих, ушедших на фронт, обеспечить новой рабочей силой отрасли производства, непосредственно снабжавшие армию оружием, боеприпасами, боевой техникой. За первые пять лет своего существования, совпавшие в основном с военными годами, ремесленные и железнодорожные училища школы ФЗО подготовили и передали народному хозяйству 2,5 млн. молодых квалифицированных рабочих.
Наше учебное заведение было основано в 1944 году. 1944 год! Трудное время, война шла к концу. Почти вся европейская территория СССР лежала в руинах. По-прежнему основные сырьевые и продовольственные ресурсы шли на нужды фронта. Десятки тысяч детей остались без попечения родителей. Детская беспризорность достигла критического уровня. Создавая систему трудовых резервов, государство решало две основные задачи: восстановить разрушенное войной хозяйство с помощью молодых рабочих и ликвидировать проблему детской беспризорности, а также помочь нуждающимся семьям в воспитании и образовании детей.
В январе 1944 года в городе Кропоткине на улице Пушкина, 69 для подготовки молодых строителей было создано ФЗУ-10.
В это тяжелое для страны время государство нашло возможность выделить средства для обучения 150 подростков (6 групп). Сначала обучались только лишь мальчики. В училище был почти военный распорядок дня. Ребятам выдавали специальную форму, которой они очень гордились: бушлат, гимнастерку, брюки, фуражку, ремень. Жили они в общежитии на улице Бульварной в двухэтажном здании, питались в столовой ОРСа, куда ходили строем. В город ходили по разрешению коменданта, как солдаты в увольнение. Днем проходили теоретические занятия или практика. Перед сном – построение и вечерняя проверка, затем проходила вечерняя прогулка строем и с песней. В завершении исполняли гимн и готовились к отбою. Из воспоминаний учащегося первого выпуска Михайлова А. Н.: «Это были трудные, но самые прекрасные для меня годы. Я не знаю, что было бы со мной, если бы меня не приняли в училище. Я, наверное, стал бродягой. До сих пор удивляюсь той самоотверженности, терпению и вниманию, которыми обладали наши мастера и учителя».
Шло время, изменялась к лучшему ситуация в стране. Учебное заведение нуждалось в расширении: увеличивалось количество учащихся, обучение мальчиков и девочек стало совместным. Для его расширения нужны были средства, их явно не хватало. Приходилось строить своими силами. Для этого использовали кирпичи разрушенного кинотеатра, элеватора, МЭЗа.
С 1953 года развитие нашего учебного заведения было непосредственно связано с именем одного из первых директоров Мельникова Николая Александровича, который руководил им 20 лет. Первые выпускники восстанавливали разрушенный город: здания Госбанка, станции Кавказской, хлебокомбината, мясокомбината, гидролизного завода, а также хозяйственные постройки в колхозах и совхозах станиц Казанской, Кавказской, Мирской, Темижбекской, хуторе Лосево. В последний период войны система трудовых резервов оказалась теснейшим образом связанной со всем многоотраслевым хозяйственным механизмом. Не было, по существу, ни одного предприятия, которое бы не обеспечивалось кадрами из числа выпускников учебных заведений трудовых резервов.
Государственные трудовые резервы сыграли важную роль в обеспечении страны квалифицированными рабочими кадрами. Однако уже в 50-е гг. подготовка рабочих стала отставать от общего уровня экономического и культурного уровня страны. Органы профтехобразования провели значительную работу по преобразованию многочисленных типов профессионально-технических учебных заведений и созданию сети городских и сельских ПТУ. Изменения сроков обучения, пересмотр перечня профессий и специальностей, по которым должны обучаться в училищах рабочие, упорядочение профиля и квалификационных характеристик потребовали серьезной работы по созданию новых учебных планов и программ. При этом требовалось тесно связать профессионально-техническое образование с полученной учащимися ПТУ подготовкой в восьмилетней общеобразовательной школе. Эта работа проведена в короткие сроки Государственным комитетом по профтехобразованию СССР.
Аналогичные преобразования происходили и у нас. С 1964 года оно стало называться городским средним профессионально-техническим училищем, проще говоря – ГСПТУ – 8. В 1971 году училище перешло на трехгодичный срок обучения. Его престиж в то время был не очень высок. У нас были большие проблемы с набором. Ребят набирали, в основном, с периферии (из окрестных станиц), да и круг специальностей был ограничен – это были строительные специальности: столяр-плотник, штукатур, маляр, каменщик, плиточник-облицовщик.
Но время требовало радикальных изменений. Благодаря ряду проведенных мероприятий, положение постепенно, но неуклонно начинает меняться к лучшему. Со временем исчезает проблема с набором, причем в училище приходят выпускники городских школ. Достаточно сказать, что в 1985 году контингент учащихся составил 940 человек. На 70-80-е гг. приходится пик строительства в городе Кропоткине и крае. В связи с этим училище начинает играть значительную роль в экономической жизни города. Выпускники и учащиеся оказываются востребованными на всей территории северного Кавказа. Городские строительные организации – СМП-538, ПМК-19, ПМК-29 охотно берут на практику наших учащихся. В городе практически нет ни одного крупного объекта, который бы не был построен при помощи учащихся нашего учебного заведения.
Менялись названия учебного заведения (1972 г. – СГПТУ, 1974 г. – СПТУ, 1988 – ПТУ), поочередно сменяли друг друга директора: Порошенко Л. Г., Ермашов В. А., Ивашкин А. С., Голубева Г. В. Много положительных изменений произошло в материальной базе. Появились новые учебные кабинеты с хорошей материально-технической базой, что позволило значительно улучшить качество преподавания специальных и общеобразовательных дисциплин. В 1969 г. было построено новое общежитие на 260 мест. Именно в 70-80-е гг. формируется основной костяк нашего инженерно-педагогического коллектива. Администрация и педколлектив предпринимают для создания таких условий работы и досуга, которые бы прививали любовь к труду, к избранной профессии. «Труд существует для того, чтобы удовлетворять материальные и духовные потребности людей… В процессе труда возникает потребность в самом труде, в выражении себя трудом, в утверждении труда и трудовой деятельности» (цит. по 5, с. 24-25).
«Профессиональная подготовка людей к труду всегда выступала существенным моментом в воспроизводстве рабочей силы и, следовательно, являлась обязательным условием развития общества. Уровень такой подготовки прямо связан и с возрастанием качества труда. От поколения к поколению труд становится разнообразным, более совершенным, более многосторонним. Возрастание качества труда проявляется в повышении его сложности, интенсивности, изменении соотношения между физическим и умственным, организаторским и исполнительским трудом» (цит. по 2, с. 2).
Сегодня нашему учебному заведению 71 год. Этот «возраст» позволяет нам подвести итоги пройденного пути. Всего за этот период было выпущено более 17 тысяч квалифицированных специалистов. Труд 57 выпускников отмечен государственными наградами. Более 500 выпускников получили высшее и среднее специальное образование. Увеличилось количество профессий.
За период с 1985 года по 2000 год, когда учебным заведением руководил Силецкий А. П., значительно повысился его престиж, увеличился контингент учащихся, появились новые кабинеты, в том числе компьютерный класс. Построены и оборудованы новые мастерские: сварщиков, каменщиков, поваров, что позволило улучшить качество производственного обучения на базе училища. Благодаря умелому руководству администрации, в коллективе сложился хороший морально-психологический климат, что позволяет более успешно решать поставленные задачи.
В период с 2000 по 2008 учебный год коллективом учебного заведения руководил Пеньков Анатолий Иванович, при котором у нас произошли существенные позитивные изменения. Обновилась материальная база, пополнился библиотечный фонд. За это время были капитально отремонтированы актовый и спортивные залы, проведен ремонт в общежитии. Коллектив пополнился новыми молодыми кадрами, которые перенимают опыт наших ветеранов.
Наше учебное заведение является кузницей не только рабочих кадров. Среди его выпускников есть курсанты высшей военно-космической академии и военных училищ. Многие выпускники продолжают свое обучение в ВУЗах и техникумах. Некоторые возвращаются работать в родное учебное заведение . Стремление ребят повторить путь своих мастеров на педагогической ниве не случайно. На это влияет личный авторитет их наставников. «В воспитании, все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только у главного источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характер можно образовать характер», - писал Сухомлинский.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» сегодня:
В 2010 г. произошло объединение двух учебных заведений: ПУ № 15 и ПУ № 8.
В 2014 году произошло объединение ПУ №8 и ПУ №62.
20 февраля 2015 года ПУ №8 было переименовано в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта».
С февраля 2015 г. техникумом руководит Чвикалов Виктор Алексеевич, он делает всё возможное для нормального функционирования нашего учебного заведения. Были изысканы средства для ремонта крыши, кабинетов, лестниц. Благоустроена территория. Оборудованы мастерские газоэлектросварщиков и каменщиков. Приобретены новые компьютеры. Это способствует повышению учебно-производственного и воспитательного процесса. Инженерно-педагогический коллектив техникума сегодня – это в основном специалисты высшей и первой категории, работающие более 15 лет в нашем учебном заведении. Мастера производственного обучения Дикая Е.А. стала победителем конкурса «Мастер года Кубани», преподаватель Шипицына Л.А. стала победителем зонального тура конкурса «Учитель года».
Большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения вносят заместитель директора по учебно-производственной работе Новикова Т.В., заместитель директора по УМР Киселёва И.В., преподаватели Хаженцева Л.М., Бычкова А.В., Сигарева Т.А., Куварзина И.В., Шамина Л.П., Коштоян А.Г., Лопырева О.Н., мастера производственного обучения Дудник С.А., Виниченко В.А., Савенкова С.А., Асокина С.Н. и другие.
В настоящее время техникумом руководит Щахбазян Вера Арамовна.
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!