История федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» началась 30 мая 1929 года, когда Коллегия Народного Комиссариата путей сообщения СССР приняла решение об организации в г. Ростове-на-Дону вуза нового типа с наименованием «Механический институт транспорта».
3 июля 1929 года вышло постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по обеспечению народного хозяйства кадрами инженеров», утверждающее список новых учебных заведений, куда вошел и институт транспорта в г. Ростове-на-Дону.
12 июля 1929 года решением Коллегии Народного Комиссариата путей сообщения СССР вуз был переименован в Ростовский институт инженеров путей сообщения (РИИПС).
1 октября 1929 года 292 студента первого набора РИИПС приступили к занятиям на трех факультетах: железнодорожном, водном и автодорожном. Вуз стал южным форпостом подготовки кадров для транспорта РСФСР и союзных республик: Армении, Азербайджана и Грузии.
К середине 30-х годов ХХ века прошел этап становления института, была создана учебно-лабораторная и производственная база и завершился процесс реорганизации РИИПСа в отраслевой железнодорожный втуз – постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 29 декабря 1934 года он был преобразован в Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ).
В годы Великой Отечественной войны институт был эвакуирован в Тбилиси. Несмотря на трудности военных лет, коллектив вуза продолжал подготовку специалистов для железнодорожного транспорта и вел научные исследования. Многие сотрудники и студенты РИИЖТа вошли в ополчение, и большая их часть геройски погибла на полях сражений. В их честь место расположения вуза названо площадью Ростовского стрелкового полка народного ополчения.
В августе 1944 года РИИЖТ возвратился из эвакуации в родной город. За годы оккупации материально-техническая база института была почти полностью разрушена, поэтому все внимание коллектив вуза направил на восстановление и обновление института. В последующие годы РИИЖТ расширялся и укреплялся, появились новые факультеты, кафедры, лаборатории и кабинеты, учебные и производственные помещения.
Результатом плодотворной многолетней деятельности стало превращение вуза к началу 90-х годов в крупнейший учебно-научный и культурный комплекс Северо-Кавказского региона и отрасли.
К 50-летию институт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
В 1993 году вуз получил новый статус «университет» и стал именоваться «Ростовский государственный университет путей сообщения». На рубеже веков в РГУПС была осуществлена масштабная реконструкция, модернизация научно-технической, учебной и научной базы. В 2000 году РГУПС получил Диплом Министерства образования Российской Федерации за достижения в развитии внутривузовской системы качества подготовки специалистов.
С момента основания и до 2004 года университет входил в систему Министерства путей сообщения Российской Федерации, которое осуществляло функции его учредителя. С 2004 года РГУПС находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Сегодня ФГБОУ ВО РГУПС осуществляет подготовку инженеров путей сообщения по всем основным железнодорожным специальностям, а также инженеров широкого профиля, экономистов, юристов и социальных работников. В университете обучаются почти 24 тысячи студентов. В структуру университета также входит лицей, техникум, филиалы высшего профессионального образования в городах: Воронеж, Минеральные Воды, Туапсе и техникумы – филиалы ФГБОУ ВО РГУПС в девяти городах.
В университете работают около 4500 сотрудников, в том числе более 1150 преподавателей и научных работников, свыше 70% из них имеют ученые степени и звания.
Деятельность вуза получила высокую оценку Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации. Уже дважды в 2009 и 2012 гг. университет получал Свидетельство о сертификации образовательной деятельности.
Учебный процесс и научные исследования в университете осуществляются на современном оборудовании, с использованием мощных вычислительных машин.
В вузе реализован уникальный лабораторно-тренажерный комплекс «Виртуальная железная дорога», который позволяет проводить масштабные деловые игры с отработкой навыков взаимодействия и слаженной работы различных участников перевозочного процесса, как в штатных ситуациях, так и при отказе технических средств и различных нештатных ситуациях, возникающих на реальной железной дороге. Введены в эксплуатацию ряд новых аудиторий и лабораторий на строительном и электромеханическом факультетах. Научные исследования проводятся по актуальным и наукоемким направлениям.
Исследования ведутся по заказам Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, ряда других министерств, крупных российских компаний (ОАО «РЖД», «Роснефть» и др.), предприятий и организаций Ростовской области, транспортного комплекса.
Ряд исследований ведется по международным проектам. Ученые достигли высокого уровня цитирования в ведущих мировых изданиях. Университет издает журнал, рекомендованный ВАК России для публикации результатов диссертационных исследований. Университет имеет свой кампус, который находится в парке на территории студенческого городка площадью 20 гектаров. Здесь расположены учебные, научные и административные корпуса, Дворец культуры, консультационно-диагностическая поликлиника, студенческие общежития, кафе, спортивный комплекс с плавательным бассейном, стадион.
В университете активно развивается международное сотрудничество по широкому спектру научно-образовательной и культурно-просветительской деятельности. Студенты, аспиранты и преподаватели ежегодно принимают участие в международных проектах, которые включают в себя обменные программы, языковые и профессиональные стажировки на базе зарубежных вузов-партнёров, международные научно-практические конференции, семинары и форумы, подготовка и публикация совместных научных статей, международные выставки, программы «включенного обучения». Осуществляется реализация проекта «двойной диплом» по направлениям магистерской подготовки «Прикладная механика» и «Информатика» совместно с университетом дю Мэн (г. Ле-Ман, Франция).
Получают также развитие программы международных культурных обменов: организация и проведение гастрольных туров студенческих самодеятельных коллективов РГУПС на базе зарубежных учреждений-партнёров университета (университет дю Мэн, г. Ле-Ман, Франция, учебные заведения г. Анталья, Турция).
Большое внимание уделяется воспитанию молодежи, развитию талантов. Во Дворце культуры университета есть творческие танцевальные и музыкальные коллективы, в том числе имеющие статус народных. Работают спортивные секции и проводятся различные соревнования. Университет - активный участник общественной, научной и культурной жизни Ростовской области.
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!