Главная > Учебные заведения > СПО > Колледжи > Кировский областной колледж музыкального искусства им. И.В.Казенина

КОКМИ - Кировский областной колледж музыкального искусства им. И.В.Казенина

  • Негосударственный

В 1919 году в Вятке была единственная музыкальная школа — Первая пролетарская (ныне детская музыкальная школа № 1 г. Кирова). На протяжении 20-х годов расширение сети музыкальных школ в городе и области и обеспечение всей культурной жизни края кадрами профессиональных музыкантов сдерживалось из-за отсутствия специального учебного заведения для подготовки этих кадров. В 30-е годы в Вятке создаются возможности для развития профессионального музыкального образования.

Инициаторами создания музыкального училища выступили руководители Первой пролетарской музыкальной школы — пианист Игорь Викентьевич Казенин и заслуженный артист России, скрипач Михаил Николаевич Синицын. Идея была поддержана областными органами власти, и 11 августа 1937 года Президиум Кировского облисполкома издал Постановление № 1478 «Об организации музыкального училища в городе Кирове».

Главной целью создания училища, как обозначено в его первом Уставе, была «подготовка кадров музыкантов с законченным средним музыкальным образованием, могущих самостоятельно работать на периферии как проводники музыкальной культуры, а также, при желании и известной одаренности, по окончании 4-х курсов училища держать экзамены в консерваторию».

1 сентября 1937 года в новом государственном учебном заведении на четырех его отделениях — фортепианном, оркестровом струнном, вокальном и оркестровых духовых инструментов — приступили к занятиям первые 24 ученика. Руководители Первой пролетарской музыкальной школы стали первыми руководителями училища.

По воспоминаниям современников, директор училища И.В. Казенин был не только великолепным пианистом и замечательным педагогом, но и отличным организатором, умевшим нестандартно решать сложные вопросы. При этом он продолжал свою исполнительскую деятельность; его блестящие выступления в отчетных концертах училища служили примером для учеников.

Заведующий учебной частью училища М.Н. Синицын был талантливым скрипачом, ярким интерпретатором романтической музыки XIX века. В 30-е годы, работая в музыкальной школе и музыкальном училище, он одновременно заведовал музыкальным отделом местного радио и вел в городском театре абонемент «Симфонические концерты», где дирижировал такими произведениями, как «Героическая симфония» Бетховена и оркестровыми сочинениями Грига и Глинки.

Преподавателями училища стали известные и авторитетные музыканты города: И.Н. Афиногенов (класс духовых инструментов), С.М. Двинянинов (класс виолончели), А.С. Еремин — хормейстер, создатель первой в городе академической капеллы, преподаватели теории музыки С.В. Дрягин и А.В. Суворов, пианистка О.М. Шуравина, скрипач С.С. Богатырев, вокалисты И.Я. Пашковская и С.Е. Римский. Любители музыки и широкая общественность города интересовались жизнью нового учебного заведения: отчетные концерты студентов и сольные выступления преподавателей собирали множество слушателей. Только за 1938-1939 учебный год было проведено 27 публичных выступлений.

В связи с началом Великой Отечественной войны первый выпуск не состоялся; но уже в ноябре 1941 года в соответствии с приказом Госкомитета по делам искусств занятия возобновляются, летом 1942 года училище заканчивают первые 4 выпускника.

Условия для проведения занятий в те годы были крайне ограничены: училище арендовало всего четыре класса в музыкальной школе, помещение в облдрамтеатре и спортзал в Доме физкультуры. Индивидуальные занятия нередко проводились на дому.

В военные годы Киров дал приют многим эвакуированным, в том числе и музыкантам из крупнейших культурных центров страны. Начинает преподавательскую работу в училище носитель традиции одного из создателей отечественной пианистической школы К.Н. Игумнова — К.С. Сорокин (позднее — доцент Московской консерватории), а также профессор Ленинградской консерватории по классу фортепиано А.П. Щапов, пианистки Р.К. Эпель, М.В. Суханова, преподаватель школы им. Гнесиных по классу скрипки Н.А. Дулова, скрипачи Б.Н. Кубланов, П.Е. Найда, И.Я. Любарский, профессор Московской консерватории музыковед А.А. Хохловкина, Д.Р. Левидова, представительница ленинградской вокальной школы Э.Ф. Гольст.

Преподаватели и студенты училища развернули широкую концертную деятельность в госпиталях и в воинских частях, на железнодорожных вокзалах и в здравпунктах. Всего за годы войны было проведено свыше 400 концертов; деньги, поступавшие за концерты, передавались училищем в фонд 5-й танковой колонны им. С.М. Кирова и в фонд семей погибших фронтовиков.

В 1945 году в училище открывается дирижерско-хоровое отделение. Инициатива его создания принадлежала преподавателю сольного пения и вокального ансамбля Э.Ф. Гольст.

В 1947 году было открыто отделение народных инструментов (класс баяна).

В послевоенные годы училище возглавляли М.Н. Синицын, М.Н. Гуревич, Н.С. Белехов, Л.А. Бобровский. Учебной частью заведовали Р.К. Эпель, Э.Ф. Гольст, Л.В. Флейшман. В коллектив приходит большая группа новых преподавателей: М.В. Батаева, Н.С. Беляков, Л.И. Бен, Н.И. Ловичева, Г.И. Пустовалова, В.А. Попов, Г.И. Попов, Е.А. Спасская, Н.Г. Добрынина, И.А. Васюков, В.Е. Крылатков, Т.Н. Сергеева и другие.

Благотворное влияние на все стороны жизни училища оказали музыканты из Прибалтики, волею судеб оказавшиеся в вятском краю: Э.А. Кылар (позднее дирижер Тартуского театра «Ванемуйне»), Л.Р. Кылар (позднее солистка Таллиннской филармонии), У.И. Ярвела (позднее народный артист Эстонии, доцент Таллиннской консерватории, главный хормейстер академического театра оперы и балета Эстонии), Г.И. Флосс.

В 1954 году училище получило в свое распоряжение помещение по улице Дрелевского, 19: восемь учебных классов и небольшой концертный зал. Это позволило увеличить выпуск музыкантов-специалистов и начать развертывание сети музыкальных школ. В 50-е годы они открываются в Вятских Полянах, Зуевке, Кирово-Чепецке, Нолинске, Омутнинске, Сосновке.

В течение 50-х годов в училище начинают работать преподаватели В.П. Слизков, Л.П. Лобанова, М.П. Печенина, Н.П. Черниговский, А.А. Александров, В.М. Пунгер. С 1957 года на отделении народных инструментов ведется преподавание игры на домре и балалайке.

К этому же периоду относится начало педагогической и творческой деятельности выпускника дирижерско-хорового факультета Ленинградской консерватории В.В. Зеферова, находившегося на посту директора училища в 1957-1974 гг. Председатель правления созданного в те годы Кировского отделения Всероссийского хорового общества, руководитель заслуженных народных хоров завода им. ХХ партсъезда и колхоза «Красный Октябрь» Куменского района, главный хормейстер и дирижер сводных хоров в различных концертных программах, он пользовался огромным авторитетом в городе и области. В 1965 году В.В. Зеферов был удостоен почетного звания заслуженного работника культуры России.

С 1961 по 1982 год заведующей учебной частью училища работала Л.М. Лучникова — блестящий организатор и методист учебно-воспитательного процесса, высококвалифицированный педагог, человек высокого ума и души.

За многолетнюю безупречную преподавательскую и административную работу Л.М. Лучникова была награждена орденом «Знак Почета».

В 1960 году в училище была начата подготовка кадров по заочной и вечерней формам обучения. С 1976 года заочное отделение возглавляла И.И. Барышева.

В 1963 году Кировское музыкальное училище становится училищем искусств, и с 1964 года в нем начинает вестись подготовка по специальностям: актер театра, преподаватель черчения и рисования в общеобразовательной школе, художник-оформитель, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин и фортепиано. На актерском отделении состоялся только один выпуск, а художественное отделение в 1974 году было преобразовано в Кировское художественное училище.

В 1967 году училищу предоставляется здание по улице Дрелевского, 15 с оборудованием, пособиями, музыкальными инструментами, необходимыми для дальнейшего улучшения подготовки выпускников. К этому времени в училище уже работает свыше 100 педагогов и концертмейстеров. В 60-е годы свою преподавательскую деятельность начинает новое поколение музыкантов — К.А. и А.И. Бугровы, М.Е. Берова, Л.Г. и В.Т. Краснуха, А.П. Челпанов, Ю.И. Шибанов, Ю.П. Ведерников, Л.Г. Серегина, Ю.А. Лисин, Р.Ш. Дорфман, Т.И. Печинина, С.А. Добровольский, Э.И. Андреев, Р.А. Хайруллин, А.С. Галдина, Н.С. Палтова, Н.А. Зимин, Л.М. Лихачева, Г.И. Мерзлов, Г.Я. и Ю.В. Сибиряковы, Е.И. Федотов, А.А. Линьков, А.А. Михайлов, Б.Ф. Ширяев, С.Ф. Голушков, Т.Г. Песоцкая, Ю.П. Орлов, О.Е. и В.С. Гребенкины, М.С. Треймут и др.

Следующий этап деятельности училища — 70-е — 80-е годы. С 1974 по 1988 год училище возглавлял Б.Н. Скальный. В эти годы увеличивается число выпускников, обновляются требования к качеству их подготовки, к развитию навыков практической работы. Общее число учащихся достигает 800 человек. Возрастает роль училища в обеспечении вятского края профессионально подготовленными музыкальными работниками. Количество музыкальных школ и школ искусств в области в эти годы приближается к 100. В этот период на работу в училище было принято около 40 новых педагогов и концертмейстеров. В 1977 году начато преподавание игры на эстрадных инструментах.

Укрепляется материальная база училища. В 1987 году заканчивается возведение пристроя к зданию училища с 28 новыми классами и концертным залом на 320 мест. Появление этих помещений сыграло важнейшую роль в решении многих творческих и практических задач, стоящих перед коллективом училища.

С конца 70-х годов в училище начался процесс создания сектора педпрактики по типу детской музыкальной школы-семилетки. В перечень предметов педпрактики были включены занятия по хоровому пению, сольфеджио и музыкальной литературе. С самого начала перед сектором педпрактики ставятся тесно взаимосвязанные задачи подготовки будущих педагогов-музыкантов, совершенствования методики преподавания — и начального обучения музыкально одаренных детей, способных в дальнейшем стать новыми учащимися самого училища.

В 70-е — 80-е годы повышается роль училища в музыкально-просветительской работе среди населения города и области. Ведется обширная деятельность концертных бригад, проводятся «Дни музыки» на предприятиях, учащиеся и педагоги выступают с лекциями-концертами в различных учреждениях. В 1980 году училище награждается Почетным дипломом Министерства культуры СССР за большую концертно-шефскую работу, а в 1987 году коллектив училища был награжден правительственной наградой — Грамотой Верховного Совета РСФСР.

В Музыкальной гостиной училища, открывшейся в 1985 году по инициативе выпускницы Горьковской консерватории и аспирантуры, талантливого молодого музыковеда Н.И. Поспеловой, проходят камерные и авторские концерты, тематические музыкальные вечера и кинопросмотры, творческие дискуссии.

С 1988 года училище возглавляет В.Г. Боев — выпускник Горьковской консерватории, прошедший ассистентуру-стажировку по классу Заслуженного деятеля искусств России, профессора Н.Я. Чайкина. Он в полной мере использует и развивает профессиональные и творческие возможности коллектива, постоянно совершенствует материальную базу училища.

В 1991 году согласно новым учебным планам введен государственный экзамен по педагогической подготовке, включающий в себя открытый урок и теорию (методику преподавания, педагогику, психологию и специализацию).

Росту профессионального мастерства студентов способствуют также различные исполнительские и теоретические конкурсы. В 1992 году было открыто отделение народного сольного и хорового пения. Его руководителем стала выпускница Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, великолепный педагог и энергичный организатор Г.А. Насонова. В ноябре 1995 года училище успешно прошло аттестацию Министерства Культуры Российской Федерации.

В июле 2004 года училищу был присвоен статус колледжа.

Новая аттестация была пройдена колледжем в ноябре 2006 года. Она сопровождалась проведением ряда открытых уроков и ярких концертных выступлений солистов и творческих коллективов колледжа.

Сегодняшнее руководство колледжа — заслуженный работник культуры РФ директор В.Г. Боев, заместитель директора по учебной работе С. Г. Кудрявцева, заместитель директора по воспитательной работе Н.В. Заколюкина, заместитель директора по научно-методической работе Л.Л. Литовская, — опираясь на традиции прошлого, добивается новых результатов в совершенствовании всего учебно — воспитательного процесса. Расширение связей с Московской, Санкт-Петербургской, Нижегородской, Казанской и другими консерваториями, с Российской академией музыки, приглашение ведущих мастеров музыкального искусства России для проведения мастер-классов, открытие новых специализаций (например, эстрадного пения в 2006 году), постоянное обновление оборудования, инструментария и учебных кабинетов позволяют коллективу выходить на новые и новые рубежи в своем движении в будущее.

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск