Этапы большого пути
В конце XIX – начале XX вв. на территории среднего Поволжья начинается процесс создания новых письменно – литературных языков, систем просвещения нерусских народов России и подготовки нерусской («инородческой») интеллигенции. Весьма существенным фактором по утверждению историков (Ефимов Л.А., Сергеев Т.С. и др.), влиявшим на образовательные ситуации в регионе, были своеобразные педагогические системы. Они были созданы на основе концепции религиозного просвещения восточно-российских народов известными просветителями Н.И. Ильминским (1822-1891 гг.), И.Я. Яковлевым (1848-1930 гг.).
6 ноября 1913 г. на Цивильском Земском уездном собрании обсуждается вопрос об открытии в Шихранах учительской семинарии, которое в своем постановлении записало: «…Признать весьма желательным открытие семинарии…» и приняло на себя обязательство обеспечить семинарию зданием впредь до постройки собственного здания (ЦГА ЧР. Ф. 509. оп. 1. №5. стр.4).
Учебные занятия начались 22 ноября 1914 года, когда был сформирован штат семинарии. На основании произведенных приемных испытаний было принято в первый класс 29 учеников уроженцев Цивильского, Чебоксарского, Ядринского Уездов Казанской губернии [ЦГА, Ф. 509, оп. 1, д. 4, л. 2].
Так начался столетний путь одного из старейших учебных заведений:
Шихранской учительской семинарии (1914-1919 гг.) – педагогических двухгодичных курсов подготовки школьных работников школ I ступени (1919-1921 гг.) – Канашского педагогического техникума (1921-1937 гг.) – Канашского педагогического училища (1937-1997 гг.) – Канашского педагогического колледжа (1997 г. – по сей день).
Первым председателем педагогического совета (директором) семинарии был назначен Кузнецов Михаил Федорович (1868-1941 гг.), уроженец Симбирска, выпускник Симбирской классической гимназии Казанского императорского университета. Это произошло 15 сентября 1914 г. С этого дня Шихранская учительская семинария (ШУС) начала отсчёт учебно-производственной деятельности.
1918-1919 учебный год был началом перестройки учебного заведения по подготовке национальных педагогических кадров. Несмотря на то, что семинария находилась в центре густонаселенного чувашами района и была призвана готовить учителей для чувашских школ, чувашский язык семинаристы не изучали.
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!