Знаменитый французский писатель В. Гюго сказал, что «будущее человечества в руках школьного учителя». Передавая эстафету из настоящего в будущее, педагог, образно говоря, осуществляет связь времен. Есть ли на земле дело более важное?
Особая ответственность лежит на тех, кто занимается подготовкой педагогов, тех, кто, получив знания, придет в образовательные учреждения учить и воспитывать будущее поколение – а значит, и будущее нашего общего дома – России!
В Старом Осколе уже не один год успешно работает Старооскольский педагогический колледж. Вот уже более тридцати лет он является настоящим «храмом знаний». Здесь веет дух творчества и новаторства, поиска и самостоятельности, любви к человеку, преданности избранной профессии. А как все начиналось…
В то время Старый Оскол – комсомольская стройка Всесоюзного масштаба: сюда приезжают молодые специалисты из разных уголков нашей страны. Здесь активно возводятся градообразующие промышленные предприятия, жилые микрорайоны, школы, детские сады, учреждения культуры. В городе катастрофически не хватает учителей, воспитателей детских садов. Дошкольным учреждениям и школам нужны специалисты, способные удовлетворить социальный заказ, обладающие гражданской позицией и ответственностью, высоким профессионализмом, современным стилем научно-педагогического мышления.
Для решения этих проблем в июле 1982 г. по приказу Министерства Просвещения РСФСР было открыто Старооскольское педагогическое училище с двумя отделениями: дошкольным, по специальности «Воспитание в дошкольных учреждениях», и музыкально-хореографическим, по специальности «Музыкальное воспитание».
Директором педучилища была назначена Шелест Светлана Ивановна.
Педучилище расположилось в здании бывшей школы-интерната по ул. Революционной, 72. Комплекс зданий включал учебный двухэтажный корпус, ученическое трехэтажное общежитие, столовую и котельную, которая работала на угле. На преподавательскую работу пригласили лучших учителей города.
В первый год в педагогическом училище работали всего 14 педагогов, а уже через год – 36!
Начинать небольшому педагогическому коллективу пришлось буквально с нуля: проводили ремонтные работы, создавали учебно-материальную базу, осуществляли первый прием учащихся.
Из всех уголков Белгородской, Курской, Воронежской областей приезжали обучаться на дошкольном и музыкально-хореографическом отделениях вчерашние выпускники школ. Музыкально-хореографическое отделение работало в условиях эксперимента. Это было единственное в Советском Союзе отделение, которое давало квалификацию по двум специальностям: музыка и хореография. Отделение готовило учителей музыки для общеобразовательных школ и руководителей детских хореографических коллективов.
Энтузиастами своего дела, владевшими незаурядным педагогическим мастерством, были и первые преподаватели училища, стремившиеся не только дать воспитанникам глубокие знания, но и привить искреннюю любовь к педагогической профессии, к детям.
Среди таких преподавателей училища, которые работали с момента основания, были: Орлова Екатерина Александровна, Адушкина Галина Петровна, Ганцева Лина Анатольевна, Лихачева Юлия Викторовна, Волобуева Ирина Геннадиевна, Дюкарева Татьяна Николаевна, Ермоленко Татьяна Гавриловна, Парфенова Татьяна Михайловна, Васильева Татьяна Георгиевна, Найденова Валентина Петровна, Сыроватская Татьяна Александровна.
В 1983 г. в училище было открыто заочное дошкольное отделение, позволившее без отрыва от производства повышать квалификацию воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которые не имели педагогического образования.
В 1985г. училище осуществило свой первый выпуск - 55 молодых специалистов, из них: 30 воспитателей дошкольных учреждений, 25 учителей музыки и хореографии. В момент торжественного вручения студентам дипломов звучали теплые слова в адрес преподавателей, которые свою житейскую мудрость, знания, глубокое уважение к личности студентов сочетали с разумной требовательностью и объективностью.
В 1985 г. было открыто школьное отделение по специальности «Преподавание в начальных классах». Разместили новое отделение в ученическом общежитии, закрыв его для проживания.
Нехватка учебных площадей, теснота отрицательно сказывались на учебно-воспитательном процессе. Остро встал вопрос строительства нового здания дня педучилища. Два года коллектив жил в напряженном ожидании решения этого вопроса.
В конце августа 1988 г. педучилище переехало в новое современное здание в микрорайоне Солнечный, д. 18.
С 1990 года учебное заведение начинает переход на инновационный путь развития. Началась напряженная работа по обновлению и формированию учебно-материальной базы, открытию новых специальностей.
Директором назначается Тамара Павловна Беликова. Заслуженный учитель России, человек влюбленный в свою профессию, она своей энергией, энтузиазмом, стремлением к совершенству привносит в работу педагогического коллектива новые образовательные идеи, современное видение профессиональной образовательной деятельности.
Много времени Тамара Павловна уделяет формированию творчески работающего коллектива. Всегда в поиске: как сделать, чтобы процесс обучения не обременял студентов сухой информативностью учебного материала, монотонным однообразием уроков, понимает, что педагогика без творчества мертва. Творчество должно быть во всем! Директор всегда чутко относится ко всему новому, интересному в образовательном процессе.
Так, в апреле 1990 г. был торжественно открыт народный Русский музей. Основу его фонда и экспозиции составила историко-этнографическая коллекция, которую собирали преподаватель Емельянова М. И. и студенты училища в течение нескольких лет. Тамара Павловна, понимая, какой огромный научный, исторический, духовный, нравственный и эстетический потенциал несут в себе собранные предметы, всерьёз задумалась об их сохранении и дальнейшем использовании в образовательно-воспитательном процессе всего учебного заведения и взяла под личный контроль все работы по экспозиционному построению музея.
Открытие музея состоялось в новом здании педучилища в апреле 1990 года и вылилось в светлый праздник всего студенческого и педагогического коллектива. Конечно, именинницами чувствовали себя в этот день Тамара Павловна и Мария Ивановна Емельянова. Скольких трудов стоило им открытие Русского музея, «чтобы сюда не стыдно было пригласить гостей», знают только они. И по поводу его открытия сказано коротко, но как всегда емко: «Русский музей нужен не только нам, преподавателям и студентам, он нужен всему нашему городу. Рады, что нам удалось сделать его таким, как и задумывалось. И если от его посещения у человека останется в душе добрый след, он задумается об истории своей страны, о своих корнях, значит, усилия наши были не напрасными».
В 1992 г. за уникальный основной фонд, большую разностороннюю деятельность Министерство культуры РФ присвоило «Русскому музею» почетное звание «Народный».
Уже в 1993 году Старооскольское педагогическое училище одним из первых в регионе получает статус колледжа, что позволяет вести образовательную подготовку на повышенном уровне. Тамара Павловна вместе с коллективом педагогов продолжает работу по созданию современной материально-технической базы, формированию корпоративного духа и традиций, повышению профессионального уровня преподавателей.
Особым вектором деятельности становится расширение спектра реализуемых специальностей, были открыты: «Внешкольная и внеклассная воспитательная работа», «Музыкальное образование», «Социальная педагогика», «Педагогика дополнительного образования», «Иностранный язык», «Информатика», «Дизайн», «Туризм», «Прикладная информатика», «Адаптивная физическая культура».
В 1994-1995 учебном году в школьном отделении введена новая специальность «Учитель русского языка и литературы».
Старооскольский педагогический колледж первым в области входит в группу разработчиков Государственного образовательного стандарта новой специальности «Педагогика дополнительного образования» под руководством зам. директора Сотниковой Валентины Алексеевны и Сыроватской Татьяны Александровны. Участие в этой работе сформировало творческий коллектив преподавателей хореографии. Именно тогда зародились знаменитые теперь «Театр танца и пластики» (руководитель – Христолюбов Владимир Николаевич), коллектив народного танца (руководитель – Куликова Людмила Владимировна) и классического танца (руководитель – Саломатина Светлана Анатольевна). Вся деятельность этих коллективов в значительной степени способствовала воспитанию хореографической культуры будущих педагогов и выявлению их творческой индивидуальности.
Руководители творческих коллективов постоянно чувствуют поддержку и заинтересованность нашего директора. «Тамару Павловну интересует все, - рассказывает руководитель ансамбля народного танца Куликова Л.В. И тематика хореографических постановок, и их музыкальное оформление, и то, как будут выглядеть сценические костюмы. Тамара Павловна - самый благодарный зритель для наших студентов! Она всегда внимательно смотрит каждое концертное выступление, очень переживает за наших студентов и искренне радуется каждой творческой победе хореографических коллективов».
В Старооскольском педагогическом колледже всегда чтили традиции хорового искусства. На протяжении более 30 лет студенты занимаются в разнообразных хоровых коллективах: сводном хоре, курсовом хоре, женском хоре, камерном хоре и т.д. В разные годы ими руководили Мыслимова Н.Н., Макавецкая Н. В., Базарова С. И., Иванов А. И., Масалова Е. А., Лозинская О. Н. В колледже собрана большая нотная библиотека, фонотека аудиозаписей, с помощью которых, благодаря высоким образцам хоровых музыкальных произведений, студенты могут расширить знания.
Ежегодно в апреле в ДКиТ «Комсомолец» проходит городской этап областного конкурса «Студенческая весна на Белгородчине». Сводный хор Старооскольского педагогического колледжа в номинации «Академический вокал» всегда показывает высокий уровень профессионализма и мастерства.
1997 год становится знаковым для нашего колледжа. Учебное заведение одним из первых в области разрабатывает и реализует программу многоуровневого образования «Колледж-ВУЗ» с Белгородским государственным университетом по специальности «Русский язык и литература» и с Елецким государственным пединститутом по специальности «Учитель музыки и культурологии».
Добрую славу педагогическому колледжу в разные годы снискали заместители директора: Мишина Надежда Леонидовна, Моргач Людмила Васильевна, Морина Наталья Николаевна, Малашенко Светлана Алексеевна, Сотникова Валентина Алексеевна, Дасаева Валентина Федоровна, Палашева Ирина Ивановна, Король Елена Петровна. Под их руководством преподаватели активно внедряли разные формы связи теории с практикой.
Открытие новых специальностей, реализация программ многоуровнего образования требовало динамичного освоения и внедрения современных методик, новых форм организации учебной и практической подготовки студентов.
С целью распространения передового педагогического опыта, воспитания студентов в духе лучших представителей педагогической науки кабинет педагогической практики проводил творческие встречи, семинары-практикумы, творческие отчеты студентов по итогам практики. Стало традицией проведение совместных научно-практических конференций старшекурсников и учителей начальных классов школ города, по аналогии с профессиональным конкурсом «Учитель года» было решено проводить конкурс среди старшекурсников «Молодой педагог».
Начиная с 1999-2000 учебного года студенты педагогического колледжа принимали активное участие во Всероссийском студенческом фестивале «Учитель русской словесности». Организатором этого фестиваля был Московский государственный университет. Конкурсное движение продолжалось девять лет. За это время в нем приняли участие 19 студентов. Наши студенты ежегодно становились победителями в номинациях «Урок русского языка» и «Урок литературы». Всероссийский фестиваль студенческой молодежи «Учитель русской словесности» является еще одним из показателей высокой готовности выпускников колледжа к будущей профессиональной деятельности.
К началу 1999-2000 учебного года педагогический колледж создал основательную учебно-материальную базу. В нем сложился творческий, мыслящий педагогический коллектив, который насчитывал свыше 100 преподавателей и концертмейстеров. В их составе – кандидаты наук, заслуженные учителя школы, отличники народного просвещения, преподаватели высшей категории.
Это время стало поворотным этапом в развитии системы образования нашей территории: школа остро нуждалась в учителях с высшим педагогическим образованием, а колледж и город были готовы к тому, чтобы на сформированной базе педагогического колледжа организовать подготовку кадров с высшим образованием.
Были созданы отличные условия и предпосылки для открытия в 1999 г. на базе педагогического колледжа высшего учебного заведения - филиала Белгородского государственного университета, состоявшегося согласно Приказу Министерства общего и профессионального образования РФ от 7 мая 1999 г. № 1242.
Сегодня СОФ НИУ «БелГУ» и Староскольский педагогический колледж находятся в числе передовых учебных заведений региона. Студенты разных специальностей и направлений побеждают во Всероссийских и международных научных и профессиональных конкурсах, фестивалях, выставках, принимают участие в конференциях разного уровня. Каждый год выпускники пополняют ряды молодых специалистов в образовательных учреждениях области. Из стен образовательного учреждения вышли современные лидеры системы муниципального управления, управления образования города, руководители школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования.
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!