Экзаменационная работа состояла из двух частей. Часть 1 содержала 27 заданий с кратким ответом: 18 заданий базового уровня сложности, 8 заданий повышенного уровня сложности и 1 задание высокого уровня сложности.
Часть 2 содержала 7 заданий с развернутым ответом, в первом из которых ответом должен быть рисунок, а в остальных – полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос ,2 задания повышенного уровня сложности и 5 заданий высокого уровня сложности.
Не читают масштаб карты. Работая с картой масштаба в 1 см 200 м, при определении расстояния они исходят из масштаба в 1 см 100 м, как в картах большинства заданий открытого банка.
Ошибаются при определении азимута. Типичной ошибкой в данном случае является незнание такого признака азимута, как измерение его от направления на север на предмет по часовой стрелке (или неумение использовать знание данного признака в деятельности при измерении азимута по карте). В совокупности около 20% экзаменуемых при верном значении азимута 180°–360° дают неверный ответ, измеряя азимут как острый угол от направления на север против часовой стрелки или как острый угол по часовой стрелке, который при сложении с углом в 180° дал бы верный ответ.
Плохо читают информацию на географической карте. Ошибка связана с неумением получать информацию с географической карты, данные на которой представлены способом изолиний (составление профиля рельефа местности между двумя точками в масштабе, увеличенном по сравнению с картой). Лишь около 20% экзаменуемых сумели правильно использовать масштаб, и только около 48% участников ЕГЭ смогли полностью верно построить профиль, в том числе верно показать крутизну склонов, абсолютные высоты всех точек профиля.
Не понимают процессы и явления, происходящие в геосферах. В заданиях требовалось с помощью этих знаний объяснить или описать конкретные географические территории. В целом с ними справились около 46% экзаменуемых.
Путают понятия «исток» и «устье», «верхнее» и «нижнее» течения. Пробелы в знаниях отражается на умении устанавливать закономерности подъёма воды в реке в её верхнем, среднем и нижнем течениях. Около 15% не знают, в какое время года сокращается сток у крупных рек Сибири.
Не знают, что такое «циклон». Около 50% участников экзамена не знают, что для центра циклона характерно восходящее движение воздуха; около 25% не знают, что циклон – атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре. В результате выпускники не могут объяснить, как формируются типы климатов, их характерные черты, а также как формируются типы циклональной и антициклональной погоды.
Недостаточно хорошо сравнивают среднегодовое количество осадков, выпадающих на разных территориях мира. Анализ результатов показывает, что для верного выполнения заданий выпускники применяют знания о зональных закономерностях распределения атмосферных осадков легче, чем об 6 азональных. Экзамен выявил недостаточное знание и понимание выпускниками влияния холодных океанических течений тропических широт на количество атмосферных осадков на западных побережьях материков.
Не могут определить по особенностям климата, представленным на климатограммах, географическое положение пунктов, расположенных в Европе на одной географической широте. С таким заданием справились 40% экзаменуемых. Аналогичное задание для городов России выполнено лучше – с ним справились около 64%.
Не могут объяснить закономерности распределения суммарной солнечной радиации в зависимости от даты и географического положения пунктов.
Не различают отраслевые структуры хозяйства и структуры занятости населения внутри группы развивающихся стран. Так, например, некоторое затруднение вызвало задание на сравнение структуры занятости населения Малайзии и Нигера.
Путают понятия «международная экономическая интеграция» и «отрасль международной специализации», «экспорт» и «импорт».
Не знают географические особенности угледобывающей промышленности. Эти знания демонстрируют лишь 25–30% выпускников. Примерно каждый третий участник экзамена не знает, что Австралия – один из крупных экспортёров каменного угля, а почти половина выпускников не знает, что ЮАР и Индонезия также являются крупными экспортерами каменного угля в мире.
Не могут определить страны-лидеры по производству и экспорту пшеницы. Каждый третий участник экзамена верно указывали в качестве крупных производителей и экспортёров пшеницы Канаду наряду с США и Аргентиной. При этом каждый четвёртый участник вместо Канады ошибочно указывал Вьетнам.
Не знают, что такое «рациональное природопользование».
Не знают особенностей географии основных отраслей хозяйства России. В заданиях этой линии проверялось знание крупнейших центров машиностроения, целлюлозно-бумажной промышленности и металлургии, размещения крупных гидроэлектростанций и АЭС. С ним справились лишь 35%.
Не знают состав крупных географических районов, состав и размещения хозяйства отдельных районов. Более половины выпускников, выполнявших соответствующие задания, считают, что большая часть территории Европейского Севера России находится в субарктическом климатическом поясе, а 30% считают на Европейском Юге нет предприятий ТЭК, но при этом есть крупные алюминиевые заводы.
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по базовой математике
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по профильной математике
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по русскому языку
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по литературе
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по информатике
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по биологии
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!