В 2015 году ЕГЭ по математике разделили на уровни: профильный и базовый. Базовый сдавали те, кому этот предмет нужен только для получения школьного аттестата. Профильную математику выбирали ребята, которым этот предмет необходим для поступления в вуз. Можно было писать сразу два варианта. Так выпускники могли обезопасить себя на случай, если на профильном уровне они не смогут пройти минимальный порог.
С 2019 года экзаменуемые выбирают только один вариант ЕГЭ по математике. Это нововведение значительно повлияло на результаты обоих экзаменов. В ЕГЭ по базовой математике наблюдается небольшое снижение результатов, поскольку не было выпускников, которые прежде планировали использовать его как «пробный» перед профильным.
КИМы по базовой математике состоят из 20 заданий с кратким числовым ответом или ответом в виде последовательности цифр. Экзамен проверяет знания базовых умений, включая бытовые расчёты, наглядную геометрию, владение приёмами вычислений и нахождения значений элементарных функций. Вариант содержит две задачи, требующие логического анализа и построения предложенной числовой конструкции.
Выпускники этого года плохо справились с заданием 13, где была стереометрическая задача. Также низкий процент выполнения наблюдается у задания 10 на вычисление вероятности, у заданий с задачамии 14–16, 19 и 20. Задача 14 на наглядное представление о производной. Геометрические задачи 15 и 16 на соотношения в прямоугольном треугольнике и расчёт элемента фигуры в пространстве. Задачи 19 и 20 требуют организованного перебора вариантов или логического анализа.
Задание 10
На чемпионате по прыжкам в воду выступают 50 спортсменов, среди них 9 прыгунов из России и 12 прыгунов из Китая. Порядок выступлений определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что третьим будет выступать прыгун из Китая.
Неверный ответ 0,25 мог быть получен делением числа 3 (порядковый номер спортсмена) на 12 (число прыгунов из Китая). Такой ответ говорит о том, что выпускник не понимает смысла данных чисел и своих действий.
При решении задач на поиск вероятности в опытах с равновозможными исходами следует придерживаться простого методического алгоритма.
1) Элементарным событием является выбор спортсмена для выступления третьим. Всего спортсменов N = 50.
2) Событию «для выступления третьим выбран спортсмен из Китая» благоприятствует M =12 выборов спортсмена.
3) Вероятность равна M/N = 12/50 = 0,24.
Задание 13
Эффект «промежуточного ответа». Найдя суммарный объём воды и детали, участник записал в ответ его вместо разности. Ошибка массовая и может проявиться в любой момент в любой задаче.
В базовом экзамене, где у участников нет дефицита времени, важно проверять и перепроверять решение и ответы. Необходимо учить школьников выполнять проверку ответов с точки зрения здравого смысла, полноты проведённых действий. Нужно проверять, верно ли переписано число с черновика и т.п. Наиболее эффективна отложенная проверка, выполненная не сразу же после решения задачи, а спустя некоторое время.
Задание 14
Типичные ошибки связаны с неверным сравнением модуля производной с единицей. Чтобы решить эту задачу, нужно разбить её на три этапа. Первый: определение знака производной; второй: сравнение наклона касательной с углом 45° позволит сравнить модуль производной с единицей. Необходимые пометки можно делать прямо на чертеже в КИМ. Третий этап: поиск производной по клеткам или установление соответствия.
Задание 16
Неверный ответ 12 получен, скорее всего, не за счёт ошибочного коэффициента в формуле объема конуса, а как результат деления 24 на 2.
Ответ 2 – результат некритического использования пояснительного рисунка в качестве точного чертежа. В обоих случаях участник пытался дать хоть какой-нибудь ответ, не зная, как решить задачу.
В данном случае важно донести до ученика, что рисунок в геометрии облегчает понимание взаимного расположения элементов, но не является чертежом с указанными размерами.
Задание 17
Трудность этого задания оказалась в понимании того, как ведут себя квадратный корень и квадрат числа меньшего или большего единицы. На это нужно обратить внимание. Квадрат числа не всегда больше самого числа, а корень – не всегда меньше.
Задание 19
Найдите трёхзначное натуральное число, большее 800, которое делится на каждую свою цифру и все цифры которого различны и не равны нулю. В ответе укажите какое-нибудь одно такое число.
Задание творческое, конструктивное, требующее не столько фантазии, сколько тщательного системного подбора, основанного на владении свойствами целых чисел. Если не использовать алгебраические соображения, то одно какое-нибудь число, удовлетворяющее всем условиям, можно найти минут за 5–10 простым перебором.
Эксперты отмечают, что многие школьники, понимая, что требуется в задаче, не способны проверить выполнение всех условий. В этой задаче непроверенным условием оказалось условие «делится на каждую свою цифру». Поэтому нужно тщательно и систематически последовательно проверить все условия, которые даны.
Задание 20
В доме всего десять квартир с номерами от 1 до 10. В каждой квартире живёт не менее одного и не более трёх человек. В квартирах с 1-й по 8-ю включительно живёт суммарно 10 человек, а в квартирах с 7-й по 10-ю включительно живёт суммарно 10 человек. Сколько всего человек живёт в этом доме?
Неверный ответ 20 получен сложением 10 и 10. Намного более интересен ответ 18, где школьники решили, что нужно удалить из квартир 7 и 8 «лишнего жильца», посчитанного дважды. В этом есть смысл, но только нужно учесть, что «лишних жильцов» в квартире может быть более одного.
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по профильной математике
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по русскому языку
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по литературе
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по информатике
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по биологии
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!