Главная > Статьи > Учеба > Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

19 сентября 2019
Категория: Учеба

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Обществознание – наиболее массовый ЕГЭ, поэтому уровень подготовки участников экзамена неоднородный. Эксперты связывают популярность с тем, что результаты экзамены требуются для поступления на широкий спектр специальностей.

Как выглядит ЕГЭ по обществознанию

КИМы по обществознанию состояли из двух частей и включали в себя 29 заданий, разной формы и уровнем сложности.

В часть 1 входило 20 заданий с кратким ответом: 10 из них базового уровня и 10 заданий повышенного уровня. Часть 2 содержала 9 заданий с развёрнутым ответом. Туда так же входили задания базового уровня – №21 и №22 - и 7 заданий высокого уровня сложности. В этой части экзаменуемый ответ формулировал самостоятельно в развёрнутом виде.

В №1-3 проверяли знание и понимание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.

Для выполнения заданий 4–19 необходимо было уметь научным языком характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

В этой группе заданий можно было встретить пять тематических модулей из курса обществознания: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6); экономика (задания 7–10); социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13–15); право (задания 16–19).

Чтобы справиться с №20, выпускник должен уметь систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

В №21–24 необходимо было выполнить задания на основе приведённого текста. В задание 25 требовалось раскрыть смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Для выполнения задания 26 нужно было привести примеры, которые бы проиллюстрировали предложенные обществоведческие термины.

№27 выглядел, как задача по актуальной социальной проблеме. Чтобы решить её, выпускник должен был проанализировать данную информацию, объяснить связь между социальными объектами, аргументировать и сделать выводы.

В задании 28 экзаменуемого просили составить развернутый план, по которому можно было бы объяснить тему из обществознания. Завершало работу задание 29, в котором надо было написать мини-сочинение по одной из пяти предложенных тем.

Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления в разные вузы с широким спектром специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к достижению минимального балла.)

Где большего всего допускали ошибки

Большинство выпускников успешно выполнило задания базового уровня. Тем не менее, самые слабые результаты получили экзаменуемые, которым попались такие темы, как «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»; заданий повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы»; заданий высокого уровня по темам «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица».

В то же время участники 2019 года плохо справились с заданием 10 на анализ экономической информации, представленной в виде рисунка (графика спроса/предложения) – 46,9%.

Выпускники испытали затруднения:

 – в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25.1 8 – 32% выполнения);

 – в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 27%; задание 26 – 31%;)

 – в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28 – 24%; 28.1 - 18%, 28.2  9%);

 – в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме (задания 24 по тексту – 26%, мини-сочинения по критериям 29.2 и 29.3 соответственно -  27% и 22%).


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Всё о поступлении: что такое целевое направление и где его взять

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск

Сообщение отправлено успешно!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время!