Согласно результатам экзаменов, средний тестовый балл продолжает расти - в 2019 году он составил 56.
Каждый экзаменационный вариант состоял из двух частей и включал в себя 35 заданий: часть 1 содержала 29 заданий с кратким ответом базового и повышенного уровней сложности; часть 2 содержала 6 заданий с развернутым ответом высокого уровня сложности.
Часть 1 состояла из четырёх тематическим блоков: «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств химических четырёх элементов по периодам и группам». «Строение вещества. Химическая связь»; «Неорганические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»; «Органические вещества: классификация и номенклатура, химические свойства и генетическая связь веществ различных классов»; «Химическая реакция»; «Методы познания в химии»; «Химия и жизнь»; «Расчёты по химическим формулам и уравнениям реакций».
Во 2 части проверяли знания окислительновосстановительных реакций, реакций ионного обмена, химические свойства неорганических и органических веществ, а также знание физических величин и возможность вычисления их количественного значения на основании формулы вещества или по уравнению химической реакции.
В целом экзаменуемые показали высокие результаты в решении заданий этого блока. Единственное, хуже справлялись с сопоставлением строения и свойства вещества.
Задание:
Из предложенного перечня выберите два свойства, которые характеризуют вещества с молекулярной кристаллической решеткой.
1) высокая электропроводность в кристаллическом состоянии
2) высокая твердость
3) высокая электропроводность в расплаве
4) высокая летучесть
5) низкая температура плавления Запишите в поле ответа номера выбранных свойств.
В этот блок вошли задания из 1 части – задания базового и повышенного уровня сложности - и из 2, где были задания высокого уровня сложности. Что касается базового уровня, то с ним справились больше половины учеников. Исключение составило задание №9 – его выполнили 36%.
Задание:
Установите соответствие между исходными веществами и продуктом(-ами), который(-е) образуется(-ются) при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Гораздо хуже выполнили задания из 2 части по этой теме - №32.
Задание:
Нитрат меди(II) прокалили. Образовавшуюся при этом смесь газов пропустили через воду, при этом образовалась кислота. В горячий концентрированный раствор этой 9 кислоты поместили оксид железа(II). Образовавшуюся соль железа выделили и поместили в раствор карбоната калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Ответ к этому заданию предполагал запись следующих уравнений реакций:
1) 2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + O2
2) 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
3) FeO + 4HNO3(конц.) = Fe(NO3)3 + NO2 + 2H2O
4) 2Fe(NO3)3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3 + 3CO2 + 6KNO3
За каждое верно составленное уравнение реакции экзаменуемый получал 1 балл, за задание в целом – 4 балла. Наиболее часто встречались следующие ошибки. В первом уравнении в качестве продукта реакции вместо оксида меди(II) экзаменуемые записывали металлическую медь. Выпускники с низким уровнем подготовки затруднялись в написании второго уравнения реакции – получения азотной кислоты. В третьем уравнении реакции некоторые экзаменуемые не учитывали сильных окислительных свойств концентрированной азотной кислоты и составляли уравнение реакции обмена, в которой степень окисления железа не изменяется. Уравнение четвертой реакции зачастую ошибочно экзаменуемые записывали как реакцию обмена между солями с образованием карбоната железа(III), который отсутствует в растворе.
Выполнить задание полностью и получить максимальные 4 балла смогли только наиболее хорошо подготовленные экзаменуемые – 39%.
В этом блоке были задания всех уровней сложности. Хуже решались задания базового уровня сложности, которые в экзаменационной работе были представлены на позициях 12–15. Наибольшие трудности вызвало задание №14, в котором проверялись знания свойств и способов получения кислородсодержащих органических соединений.
Задание:
Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми не взаимодействует фенол.
1) HBr
2) HNO3
3) CH3COOH
4) O2
5) Cl2
Ответ: 1, 3
Большое число выпускников дало частично правильный ответ. Так, 34% экзаменуемых указали верно, что вещество 3 (СН3СООН) не взаимодействует с фенолом, но ошиблись при выборе второго вещества. Это говорит о том, что они недостаточно усвоили знания о строении и свойствах спиртов и фенолов и, как следствие, недостаточно понимают отличие фенолов от спиртов.
При выполнении этого задания необходимо было помнить, что в молекуле фенола присутствует бензольное кольцо и гидроксильная группа, оказывающие друг на друга взаимное влияние. Поэтому фенол по химическим свойствам существенно отличается от спиртов. Не проанализировав эти факты, экзаменуемые формально подошли к выбору второго вещества, указав хлор Cl2 (по аналогии со спиртами) или кислород O2.
Задание:
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами Х и Y.
1) н-гексан
2) пропанол-2
3) пропин
4) 2,3-диметилбутан
5) пропен
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ: X – 5, Y – 4
Только 20% выпускников дали полный правильный ответ на это задание. Для успешного нахождения этих веществ нужно было внимательно проанализировать условие задания. Так, по условию необходимо было, чтобы вещество Х получалось в одну стадию из пропана, что совершенно исключало выбор вещества 2 (пропанол-2). Большое число выпускников (13,7% и 6,5%) ошибочно выбрало именно этот вариант ответа. Этой ошибки можно было бы избежать, записывая уравнения реакций, соответствующих заданной схеме превращений.
Ошибки при выборе вещества Y также можно объяснить нежеланием некоторых выпускников составлять соответствующие уравнения реакций. Так, 17% выпускников в качестве вещества Y выбрали вещество 1 (н-гексан), формально рассудив, что при удвоении пропильного радикала получается вещество, содержащее шесть атомов углерода. Еще 13% выпускников неверно рассудили, что при действии натрия на 2-бромпропан протекает реакция элиминирования бромоводорода с образованием пропена (вещество 5).
Эксперты ФИПИ настаивают, что записывать структурные формулы органических веществ, а также уравнения протекающих реакций необходимо. Это позволит экзаменуемым убедиться в правильности своего ответа.
В этом блоке также были задания всех уровней сложности. Как показал анализ, экзаменуемый испытывали трудности при выполнении задания №25. Оно проверяло знания качественных реакций на неорганические и органические вещества.
Задание:
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А – 1; Б – 2; В – 2; Г – 1
Чтобы справиться с этим заданием, нужно было проанализировать, вещества каких классов предлагается различить; вспомнить их характерные реакции; исходя из этого, подобрать нужный реактив; вспомнить, какие качественные признаки сопровождают эти реакции. Также некоторые выпускники неверно основывались только на том, что выбранный реактив взаимодействует лишь с одним из различаемых веществ, поскольку их взаимодействие зачастую не сопровождается видимыми признаками и не может использоваться для качественного распознавания веществ.
Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике
Всё о поступлении: что такое целевое направление и где его взять
Всё о поступлении: что такое негосударственный вуз и стоит ли в нем учиться
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!