- На кого учишься и как оказалась здесь?
- Обучаюсь по направлению «Клиническая психология». Если честно, данную специальность выбрала случайно, до поступления я и не знала об её существовании. А привлекла она меня потому, что здесь много практики, а я предпочитаю всё узнавать именно таким образом, на деле.
- Что это за специальность такая? Чем отличается от обычного психолога?
- Клинические психологи чаще всего работаю в паре с психиаторами. Они диагностируют пациента, выявляя возможные патологии в развитии, и пишут заключения и рекомендации. В дальнейшем результаты изучает психиатр и на основе них ставит диагноз и выписывает лечение. На клиническом психологе лежит большая ответственность, допустив ошибку в диагностике, он может обречь человека на лечение в психиатрической больнице.
Кроме того, мы можем работать в МЧС, выезжая на вызовы. Как правило, наша задача оказывать пострадавшим психологическую помощь, успокаивать. Можно просто работать в фирмах - вести групповые и индивидуальные тренинги или работать как общий психолог, заниматься консультацией и лечением души, а не органических, психических или психосоматических заболеваний.
- Что-то разочаровала в учёбе? Может, ожидала чего-то большего?
- Ожидала больше практики, взаимодействия с будущими пациентами. На деле получила кучу ненужной и неприменимой теории.
- Как проходит учёба?
- Учиться сложно потому, что на каждом предмете есть история, термины и приходится запоминать большое количество информации, которая, порой, может быть неприменима в будущем. Пока что, все предметы длятся всего семестр. Наиболее любимые дисциплины: клиническая психология, психология стресса и практикумы. А вот самым нелюбимым оказалась экономика. Так и не смогла её понять, пришлось даже пересдавать несколько раз. Расписание у нас плотное, поэтому возможности подрабатывать нет. Иногда не хватает времени, чтобы банально выспаться или заняться хобби.
В целом атмосфера приятная и дружелюбная. Много интересных моментов. Помню, на 1 курсе был предмет «Введение в практику» и преподаватель сказала, что мы должны её удивить, так один мальчик залез на парту на экзамене и зачитал рэп. На практикуме по эмоциям в третьем семестре мы проводили что-то вроде групповых тренингов, учились позами и жестами отталкивать или привлекать человека, учились доверию. Я бы сказала даже, что этот семестр сплотил нашу группу. На этом же практикуме меня за 5 минут научили не бояться и не стесняться других людей.
- Это интересно, и как же не стесняться людей?
- Оказалось, всё очень просто, когда ты что-то должен сделать и этого сильно боишься, подумай о том, для чего ты это делаешь. Например, если нужно выступить на публике, думай о том, что ты выходишь не для того, чтобы толпа глазела, а чтобы рассказать им доклад.
- Слышала, что вы тестируете друг друга, правда?
- Да, у нас был специальный практикум. Нам выдавали методический материал, который обсуждался, если что-то непонятно. Затем, следуя инструкции, начинали тестировать друг друга. Наш преподаватель считает, чтобы лучше усвоить методики, нужно через неё пройти. У нас не было задачи выявить друг у друга отклонения, мы просто знакомились с методиками. Особенно мне запомнились тесты на IQ. Я на тот момент было после сотрясения мозга, что способствовало ухудшению результатов, пройдя второй тест, независимый от состояния испытуемого, оказалось, что мой показатель немного выше среднего, что меня сильно порадовало. Ещё у нас был практикум, где собирали данные друг о друге. И впоследствии составляли психологический портрет на одного из одногруппников.
- Сдавать предметы тяжело?
- Я бы не сказала, за несколько лет каких-то особых напрягов не испытывала. Где-то удавалось списать, где-то приходилось пару дней поучить. Но в целом, ничего страшного. Единственная проблема была связана с экономикой. Но не из-за какой-то суровой сдачи. В среднем я готовлюсь за 1-2 дня и с первого раза всё сдаю.
- Всегда казалось, что быть психологом тяжело. Приходится принимать чужое горе. Что думаешь?
- Работу психолога выдержит не каждый, с одной стороны у тебя должна быть хорошо развита эмпатия, чтобы чувствовать и понимать человека, с другой стороны постоянная работа с болью других людей приводит к чёрствости или эмоциональному выгоранию. Очень тяжело не выносить проблемы с работы и не нести их в семью. Есть миф, что семьи психологов идеальны, но это далеко не так, обычно они с трудом различают работу и дом, из-за чего всё рушится. Также нужно быть готовым, что люди приходят просто для того, чтобы выговориться, это не значит, что после ваших наставлений и рекомендаций они что-то заходят делать, менять. Поэтому есть вероятность, что они будут ходить к вам годами. Психолог может помочь разобраться со страхами, травмами, подавленными эмоциями, но он никогда не поможет изменить что-то в себе, найти мотивацию.
Работать с людьми с органическими поражениями или отклонениями очень трудно, в первую очередь вы начнёте тонуть в своей жалости к этим людям, а это, как правило, ни к чему хорошему не приводит. Труднее всего видеть больных детей, эти чувства не описать словами. Я, как психолог, верю в наследственность, генетическую память - многие болячки, фобии, травмы передаются нам от наших родителей. Если мать ненавидит мужчин, то и у дочери будут плохо складываться отношения. А ещё я поняла, что все мы невротики, сейчас здоровых людей, особенно психологически, нет. Не просто это осознавать.
«На экзамене мне пришлось съесть свою шпору»: 8 студенческих историй о самых запоминающихся экзаменах
«Никто не мог мне объяснить, что именно я делаю не так»: студенты вспоминают производственную практику
«Многие абитуриенты попросту боятся сюда поступать»: честный рассказ об учёбе на радиофаке
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!