Главная > Статьи > Учеба > Математический развод: как в России делают бизнес на образовании детей

Математический развод: как в России делают бизнес на образовании детей

01 августа 2019
Категория: Учеба

Ещё недавно словосочетание «ментальная арифметика» в нашей стране было многим в диковинку. Сейчас это направление по развитию умственных способностей человека вызывает возрастающий интерес у многих. В школы по обучению устному счёту ходят как малыши, так и ребята постарше. Портал «УралСтудент» решил разобраться, что скрывает за собой новый тренд.

Откуда ноги «растут»?

Не стоит думать, что способ обучения устному счёту изобрели высоколобые современники. Вовсе нет. Ментальная арифметика появилась в древнем Китае, а затем распространилась на другие восточные страны. Как говорится, всё гениальное - просто. В основе метода лежат счёты абакус. Они отличаются от наших отечественных деревянных счётов, которые у многих ассоциируются с советскими продуктовыми магазинами. Абакус состоит из прямоугольной рамки с вертикальными спицами, на которых нанизаны косточки. Ребёнок совершает арифметические действия, передвигая эти косточки большим и указательным пальцами обеих рук. Благодаря этому развиваются оба полушария головного мозга. После того как ребёнок освоит данную технику, он должен будет визуализировать абакус и совершать действия уже на вымышленных, ментальных счётах. С помощью этого метода можно быстро производить сложные математические вычисления в уме.

Сомнительная эффективность

Древнекитайский способ устного счёта с использованием абакуса или соробана, на основе которого обучают детей в школах Японии и Турции, сложен и трудоёмок. Даже за рубежом освоить его могут лишь те дети, которые имеют интерес и склонности к математике. По статистике, его осваивают только 20% учащихся. Ребята, вникшие во все премудрости древнего учения, действительно показывают фантастические результаты в плане вычисления примеров. Таких детей-счётчиков показывают в телешоу, у них берут интервью. В сети удивляют видеоролики, где японские ученики, совершая странные манипуляции пальцами, быстро решают математические задачки. Возможности и способности детей впечатляют многих. Некоторые предприимчивые особы «уцепились» за идею попробовать внедрить такой способ счёта у себя на родине. Россия не стала исключением.

На основе иностранной системы обучения ментальной арифметике, как грибы после дождя, в нашей стране стали появляться авторские методики и школы, практикующие их. Эксклюзивных программ на сегодняшний момент можно насчитать больше десятка. Самые раскрученные из них: UCMAS, «Соробан», «Методика классической МА», Amakids. Каждая программа, по мнению разработчиков, имеет свою особенную компоненту. В действительности же методики схожи между собой. К примеру, в школах, работающих по методу Amakids или «Соробан», каждому ученику предлагается приобрести абакус, учебники и тетрадки для выполнения домашнего задания. Также, ученик получает доступ к эксклюзивной онлай-платформе, с которой он занимается дома. Разработчик «Соробан» Юрий Новоселов не скрывает, что иностранная методика ментальной арифметики сложна. Его же способ обучения упрощён и адаптирован под любого ученика. Освоить методику устного счёта «Соробан», по мнению автора, может любой ребёнок и взрослый.

Кстати, умение быстро считать в уме, как заявляют разработчики программ, становится лишь побочным эффектом обучения. У ребят, если верить назойливой рекламе, развиваются все виды мышления, появляется умение быстро воспринимать и осваивать большой объём информации, развиваются даже коммуникабельность и творческие способности. Например, некоторые ученики, по отзывам, размещённым на сайтах школ, благодаря ментальной арифметике начинают с лёгкостью осваивать игру на музыкальных инструментах. К сожалению, проверить реальность хвалебных комментариев не представляется возможным. В России нет и научных доказательств эффективности этих переработанных, адаптированных под каждого человека, методик. Немногочисленные зарубежные труды посвящены исследованию ментальной арифметики, которую практикуют в Японии и Турции.

На сайтах школ отрицательных отзывов о занятиях нет. Однако много негативных комментариев можно встретить на тематических форумах. Так, родители жалуются на то, что занятия не развивают логическое мышление, а лишь «натаскивают» на быстроту счёта в уме. Ребёнок после такого обучения не может решать простые математические школьные задачи и уравнения, не может анализировать и сравнивать.

- Дочь ходит на занятия вот уже полгода. Насколько полезны занятия, сказать не могу. Она у нас и раньше училась хорошо. Со счётом в уме никогда не было проблем. Мы надеялись, что занятия помогут развить память. Сейчас вижу, что скорость запоминания, например, стихотворения не изменилась, - говорит папа девятилетней Камилы.

Многие считают, что занятия скучны. Это отталкивает детей. Им приходится ежедневно по 20-30 минут заниматься дома с абакусом и выполнять упражнения в компьютерной программе. Особенно это не нравится дошколятам, которые в силу возраста не могут долго концентрировать внимание, монотонно изо дня в день выполняя одни и те же задания. Разочаровывают занятия и молодёжь.

- Я увидел объявление о наборе в школу. Заинтересовало то, что принимали даже юношей и девушек до 16 лет. Впереди ЕГЭ, поэтому я решил попробовать нетрадиционный способ развития памяти. В рекламе, по крайней мере, говорилось, что память после таких занятий будет на должном уровне. После трёх месяцев занятий понял, что ошибся. Решил бросить это дело, - сетует Кирилл Поздняков, ученик 9 класса.

Образование? Не, не слышал!

Многие родители ошибочно полагают, что подобные школы работают в сфере дополнительного образования. Но это заблуждение. У большинства из них нет лицензий на осуществление образовательной деятельности. Есть, конечно, исключения из правил. Так, ООО «Амакидс» удалось в конце 2017 года получить такой документ. Однако центры в регионах, работающие по методике общества, такой лицензии не имеют. Студии, частные кабинеты, школы функционируют лишь в сфере услуг. В лучшем случае родителям предлагают заключать договоры на предоставление услуг по организации досуга их детей, в худшем - так называемая «образовательная» деятельность проходит вообще без каких-либо официальных договорных отношений. В таком случае встаёт вопрос об адекватности стоимости занятий. В Перми, например, придётся отдать в среднем тысячу рублей за два академических часа. Семейный кошелёк при условии, что ребёнок будет посещать четыре занятия в месяц, потеряет, соответственно, четыре тысячи. Невысока ли стоимость организации всего лишь «досуга клиента»?

Хорошо, если этот самый «досуг» будет проходить под присмотром специалиста с педагогическим образованием. К сожалению, бывают случаи, когда ментальной арифметике обучает человек, не имеющий этого самого образования. Это неудивительно, так как сегодня получить сертификат или любой другой документ, подтверждающий квалификацию специалиста в данной области, может кто угодно. Так, например, Международная Ассоциация Ментальной Арифметики (IAMA) с головным офисом в Казахстане предлагает пройти курс обучения по преподаванию без покупки франшизы любому желающему. Обучение тренеров проходит на основе очередной «уникальной», нигде больше в мире не существующей методики Максима Песоцкого. После освоения 16 видеоуроков или прохождения занятий с опытным тренером по скайпу можно стать сертифицированным специалистом и начать работать с детьми частным образом или в каком-нибудь центре. Таким заветным сертификатом может обзавестись даже человек с неполным средним общим образованием. По словам одного из сотрудников IAMA, в этом нет ничего страшного, главное - любовь к детям. Основное образование тренера, по мнению того же сотрудника, родителей редко интересует. Как правило, они не требуют показать документ, который подтверждал бы его педагогическую специализацию. Поэтому, в некоторых школах можно «нарваться» на тренера с неоконченным специальным производственно-техническим училищем.

Ещё одной кузницей кадров для школ по обучению устному счёту стали так называемые «нелегальщики». Они предлагают любому приобрести пиратские копии материалов официальных обучающих центров. Такие «секретные материалы» можно купить в интернете. Минимальный учебный набор начинающего тренера обойдётся в 1500 тысячи рублей. В него входит абакус и комплект учебников. Также предлагается пройти 5-7 онлайн-уроков с опытным педагогом, который научит всем хитростям преподавания устной арифметики. Час такого виртуального общения стоит 1250-1300 рублей. Формулы, по которым идёт обучение тренера, по мнению одного из продавцов, понятны и просты. Освоить их может кто угодно.

Кроме того, нелегальщики настоятельно рекомендуют взять в аренду пиратскую онлайн-платформу, без которой обучение для ребёнка будет скучным и неинтересным. После приобретения такого багажа знаний, по словам одного из продавцов, новоиспечённый тренер может, наконец, нести в массы «бесценные» знания. Конечно, наиболее раскрученные центры устанавливают кадровый фильтр, стараясь брать в свою дружную компанию учителей-практиков, психологов, социальных педагогов. Однако бдительность не помешает! При знакомстве с заведением стоит поинтересоваться основной специализацией его тренеров.

Маркетинг в действии

Если эффективность методик в плане освоения навыков устного счёта и квалификацию преподавателей подобных заведений можно поставить под сомнение, то прибыльность бизнеса под названием «Ментальная арифметика» - нет. По словам преподавателя одной из школ, высокая стоимость обучения на рынке зависит от крупных игроков с хорошо развитой региональной сетью франчайзинговых центров. Менее раскрученные школы и частные кабинеты вынуждены подстраиваться под определённые правила игры. Если верить красочной презентации того же ООО «Амакидс», то сегодня у общества по франшизе уникального, высокорентабельного и быстроокупаемого бизнеса открыты 593 центра в 12 странах мира. Так, открытие школы под именем этого общества в городе с населением более 50 тысяч человек обойдётся в среднем в 353 тысячи рублей. Из этой суммы 100-150 тысяч приходится на вступительный (паушальный) взнос. Кроме того, владелец такого маленького предприятия ежемесячно «отстегивает» франчайзеру 10% от выручки. Средняя прибыль одного центра, согласно финансово-экономической модели AMAKIDS, составляет 320 тысяч рублей, чистая прибыль - 200 тысяч. Неплохо, не правда ли? Этакий маленький «свечной заводик» приносит небольшой, но стабильный доход. Рентабельность такого бизнеса неоспорима, как и неоспорима завышенная стоимость самого обучения.

Юрий Новоселов, автор методики «Соробан», не скрывает, что его бизнес, основанный на открытии в России и других странах франчайзинговых центров по обучению ментальной арифметике, тоже приносит хороший доход. Заработки своих школ Новоселов с гордостью демонстрирует в Интернет. По данным официального сайта «Соробан», школа, открытая в 2015 году в Санкт-Петербурге, зарабатывает ежемесячно 1,2 миллионов рублей. В Екатеринбурге такое заведение приносит в месяц 360 тысяч. В качестве бонуса для всех, открывающих новые офисы, 20 новых учеников Новоселов предлагает «привести» бесплатно. С юмором и деловитостью у Новоселова явно нет проблем. Примечательно, но предприниматель не скрывает, что за 300 долларов можно «засеять весь интернет положительными отзывами, и за столько же - отрицательными». В таком случае, почему бы не усомниться в правдивости хвалебных отзывов родителей, чьи дети посещают его школы.

Вместе с «гениальными» образовательными методиками владельцы не менее талантливо разрабатывают планы по захвату, как оказалось, очень «хлебного» рынка. Такие планы, больше напоминающие партизанский маркетинг в действии, реализуют многие школы и центры. Незадачливые родители, сами того не подозревая, становятся спонсорами сомнительного в плане образовательной эффективности бизнеса на детях. Конечно, криминала во всём этом нет, и каждый пытается дать своему ребёнку, как говорится, лучшее. Однако факты - упрямая вещь.

Мама может всё, что угодно

Если мысль познакомить ребёнка с нестандартными способами устного счёта не покидает, а финансы ограничены, то можно воспользоваться бесплатными интернет-уроками. Они помогут всем желающим освоить азы ментальной арифметики, научат работе со счётами, которые можно купить за 300-350 рублей. Для более углубленного изучения предмета можно приобрести книгу для домашнего обучения. Вооружившись такими знаниями, без особых финансовых затрат любая мама может стать для своего ребёнка домашним тренером. Такие уроки не только сэкономят семейный бюджет, но и помогут понять, насколько интересна ребёнку эта наука, не вызывает ли отторжения сам процесс обучения. Конечно, для платежеспособных и очень занятых родителей, желающих из своего малыша сделать гения арифметики, существуют, как уже упоминалось ранее, школы, центры, частные преподаватели. Выбор в этом плане огромен.

Что мы имеем

Подводя итоги нашего расследования, можно сделать несколько выводов. В России нет научных доказательств эффективности авторских методик в плане развития умственных и творческих способностей человека, как нет доказательств их отрицательного влияния. Положительные отзывы от занятий стоит воспринимать с хорошей долей скепсиса. При знакомстве со школой обязательно узнайте, каким образованием обладает тренер. И всегда помните, что ментальная арифметика в нашей стране это, прежде всего, успешный бизнес с продуманным маркетинговым планом по привлечению «клиента».

Фото: 7я.ру, hayatouki.com, indirim-taze.shop, www.dengiest.ru, bigpicture.ru


О победах, заработанных не ради медали. Свердловская киностудия презентовала фильм «Забег. Стать чемпионом 3»

Негласный символ Екатеринбурга: какова судьба недостроенной телебашни

«Кто хорошо сжился с бедностью, тот богат»: почему стоит рожать в трудных социальных условиях

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск