Главная > Статьи > Учеба > Тамара Галеева: «Учитесь с интересом, пробуйте все неизвестное»

Тамара Галеева: «Учитесь с интересом, пробуйте все неизвестное»

16 августа 2017
Категория: Учеба

Тамара Александровна Галеева - кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой  истории искусств и музееведения, «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Расскажите, пожалуйста, про сегодняшних студентов департамента «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий».  Какие они? Чем  отличаются от студентов ХХ века,  чем похожи?

- У нас очень хорошие, интересные студенты – любознательные, любопытствующие, живые, а главное, творческие. В этих своих качествах они близки и похожи на своих предшественников прошлого века (звучит странно – но, действительно, на дворе не только новое столетие, но и тысячелетие). Они хоть и гуманитарии, но вполне дружат с современными технологиями, прекрасно работают с виртуальным пространством, легко используют для учебы свои гаджеты (шпаргалки от руки никто не пишет – а жаль!), много путешествуют (и не только по России). У них гораздо больше возможностей попробовать себя профессионально уже на студенческой скамье. Немного им завидую.

Где и кем сможет работать выпускник  кафедры истории искусств и музееведения департамента «Факультет искусствоведения и социокультурных технологий»?

- Кафедра истории искусств и музееведения выпускает специалистов по направлению «история искусства». Это академическое название на самом деле имеет очень широкий спектр смыслов, ведь профессия искусствоведа очень разнообразна. В ней много направлений деятельности — от научных исследований по истории и теории визуальных искусств, художественной критики, анализирующей современный арт-процесс, до музейного и галерейного дела, аукционного бизнеса, сферы рекламы и дизайна и другого. Думаю, что искусствовед, обладающий широким кругом знаний и компетенций, может не только найти себе применение во многих гуманитарных областях, но способен и сам создавать новые сферы творческого производства.

В последнее время довольно часто нам приходят запросы на музейных работников и экспертов в различных областях классического и современного искусства. Для подготовки таких специалистов мы открыли магистерскую программу «Экспертиза и реставрация объектов культуры искусства», создали уникальную для университетов региона лабораторию экспертизы и реставрации, оснащенную высокоточным оборудованием, где студенты получают необходимый практический опыт.

Урал — территория многонациональная, полиэтничная, интерес к другим культурам здесь неизбежен и необходим. Для заполнения этой лакуны мы открыли магистерскую программу «Искусство России: на границах Запада и Востока», направленную на исследования взаимовлияний и взаимодействия искусства России, Востока, Запада.

Опора на современную художественную практику, на музейный и галерейный опыт, практическую экспертизу предметов искусства в ходе обучения дает нашим выпускникам широкий набор компетенций, который применим в современной культурной сфере.

Вместе с тем, наших выпускников вполне можно назвать уникальными, ведь мы «делаем» штучный «товар». У нас набор небольшой, нет гигантских потоков, идет практически индивидуальная работа со студентами, особенно в магистратуре, вполне в духе Оксфордского университета, где на факультете истории искусств читают мало лекций, обучение идет в основном в форме личностного диалога «преподаватель — студент».

Как создавалась Уральская школа искусствоведения, чем она известна в профессиональной сфере?

- В России во второй половине 20 века существовало три центра подготовки по специальности «история искусств» — имеющие в этой сфере столетние традиции Москва, Санкт-Петербург, и промышленный Свердловск. Кафедра истории искусств Уральского государственного университета (ныне УрФУ) была создана в 1960 году, что всего на пять лет позже, чем, например, кафедра истории искусств Оксфордского университета. То есть мы почти ровесники. Почему третьим центром стал Свердловск, а не, допустим, Казань с ее тысячелетней историей или Новгород? Причин немало (наличие университета с сильными гуманитарными факультетами, развитое художественное образование, сильный Союз художников и т.). Среди прочего – как говорится, «не было счастья, да несчастье помогло»: в годы Великой Отечественной войны в Свердловск были эвакуированы Эрмитаж, Московский государственный университет (в том числе, его искусствоведческое отделение), Московская консерватория, крупнейшие театры. На какое-то время Свердловск стал важнейшим интеллектуальным и культурным центром страны, статус которого сохранился и в послевоенные годы. Так получилось, что основатель нашей кафедры — Борис Васильевич Павловский (1922-1989) – был учеником Алексея Александровича Федорова-Давыдова (1900-1969) — известного московского искусствоведа, профессора, заведующего кафедрой истории русского искусства МГУ. С тех пор традиции московской искусствоведческой школы являются важными для уральского искусствознания. Определенную роль в развитии нашего направления, сыграло и выгодное/невыгодное географическое положение Свердловска: это центр России, одинаково удаленный как от западных, так и от восточных границ страны, и за Уралом других искусствоведческих центров не существовало.

За 57 лет существования кафедры на ней сложился сильный профессиональный коллектив, научная искусствоведческая школа, которую после Б.В. Павловского возглавляет мой учитель и коллега Сергей Васильевич Голынец – профессор, действительный член Российской академии художеств. Искусство российских регионов, прежде всего, Урала, занимает важное место в исследованиях преподавателей и студентов кафедры. Фокус на уральском искусстве, однако, не исключает более широких географических, исторических, стилистических научных интересов членов кафедры, ставшей также одним из главных российских центров изучения искусства Серебряного века и русского зарубежья.

В зону внимания специалистов кафедры входят также кино, музыка и театр, но в аспекте их взаимоотношений с пространственными видами искусства. Спектр научных интересов членов кафедры реально очень широк: художественное наследие Урала в общероссийском и мировом контексте, в пересечениях с искусством других регионов, современное искусство в различных формах и видах, искусство Серебряного века и российской эмиграции. Вполне определившееся в последнее десятилетие направление исследований - искусство стран Востока (Японии, Китая, Монголии), республик Средней Азии. Это связано не только с евразийским пограничным географическим положением Екатеринбурга, но и с наличием в музеях уральского региона и других российских городов предметов восточного искусства, «выпавших» из поля зрения ученых.

Как выглядит современное искусство Екатеринбурга в сравнении с искусством  других городов нашей страны?

- Мне не довелось побывать во многих крупных городах России - Новосибирске, Омске, Владивостоке, Нижнем Новгороде и других. На мой взгляд, ни Пермь с ее «культурной революцией», ни Новгород с его древней историей и филиалом Государственного центра современного искусства, не идут в сравнение с Екатеринбургом. Почему сложилось так? Может быть потому, что еще в первой трети XX века здесь читали лекции футуристы (Д. Бурлюк, В. Каменский и др.), преподавал Степан Эрьзя, работали художники авангардисты, мощный взлет имела архитектура конструктивизма (такой плотности построек этого направления нет ни в одной другом российском городе). В поздние советские годы и в эпоху перестройки у нас сформировалась своеобразная версия нонконформизма. Наконец, уже более 20-ти лет в регионе функционирует Государственный центр современного искусства (ныне это структура Росизо), есть выдающиеся мастера визуальных искусств. У нас есть благоприятная среда для развития современного искусства. Екатеринбург сейчас претендует на звание столицы стрит-арта, здесь инициируются крупные проекты международного масштаба - прежде всего, Уральская индустриальная биеннале современного искусства, фестивали «Меццо-тинто», «УралГрафо», «НеТемно» и другие.

О ком из наших художников сегодня говорят в России и в мире?

- В Российском контексте изобразительное искусство Екатеринбурга присутствует давно, ведь в нашем городе традиционно один из крупнейших в стране Союзов художников. Думаю, что фигуры Виталия Воловича, Миши Брусиловского, Сергея Айнутдинова, Сергея Лаушкина и других заметны далеко за пределами уральского региона. Если же говорить о новейших тенденциях и форматах, то безусловно инсталляции Владимира Селезнева, фотоработы Анастасии Богомоловой, Сергея Потеряева, Федора Телкова знают в разных городах России. А проекты Тимофея Ради и группы «Куда бегут собаки» можно видеть на крупнейших зарубежных выставках и биеннале.

Как вы относитесь к  ежегодной акции «Ночь музеев»? В каком статусе вы принимаете в ней участие?

Это замечательное и яркое событие в культурной жизни города и Европы. Очень его люблю, но обычно как зритель редко могу наблюдать ночные музейные «эффекты», поскольку, чаще всего, нахожусь в статусе организатора - ведь наш факультет уже одиннадцать лет (с самого начала акции в Екатеринбурге) проводит свою «Ночь музеев в УрФУ», которая сопровождается большой, открытой и бесплатной выставочной и событийной программой. Ежегодно с ней знакомится несколько тысяч человек.

Какого музея не хватает нашему городу?

- За последние годы в нашем городе появилось большое число интересных музейных структур: от небольшого, но хорошо сделанного музея Газпрома до универсального, оснащенного по последнему слову экспозиционных технологий Ельцин Центра. Тем не менее, думаю, что музей современного искусства, синтезирующий различные формы творчества, интегрированный в мировой художественный процесс, очень необходим Екатеринбургу. Но еще более необходимо не только расширение музейного репертуара (всего в городе сейчас более 40 различных музеев), сколько перформатирование имеющихся музеев, придание им интерактивного облика, большей демократичности и  открытости посетителю разных возрастов и возможностей, оснащение современным презентационным оборудованием.

В прошлом году на слуху была песня «Экспонат» группы «Ленинград». «Водил меня Серёга. На выставку Ван Гога... <...> На выставке Ван Гога. Я главный экспонат».  Не известно,  сколько людей после этой песни обратились к творчеству голландского художника. Как вы считаете, есть ощутимый образовательный эффект от использования имен известных художников, писателей, музыкантов в творчестве популярных коллективов?

- Ощутимого образовательного эффекта в массовой эксплуатации имен известных личностей, думаю, нет – ведь, как правило, имена в таком случае воспринимаются исключительно на слух: вместо Ван Гога многие слышат Ван Дамма, вместо Леонардо да Винчи – Леонардо ди Каприо и т.д. Но и вреда это не приносит. Пусть будет и такая форма популяризации искусства.

Нужна ли сейчас нашей стране популяризация культурных героев?

- Смотря каких героев и в зависимости от способов их популяризации. Умная, интеллектуальная, стильная популяризация творческих персонажей и личностей очень нужна. Чтобы противостоять сугубо рекламной массовке.

Тамара Александровна, в вузах заканчивается процесс зачисления вчерашних школьников в студенты. Ваши пожелания  новоиспеченным первокурсникам?

- Учитесь с интересом, пробуйте все неизвестное, не замыкайтесь в чем-то устоявшемся, будьте гибкими, учите разные языки (не только иностранные, но и языки разных искусств, разных сфер деятельности), ходите в музеи и галереи – и через энное число лет  вы станете незаменимым экспертом во многих областях!

А пока, в сентябре-октябре всем рекомендую посетить 4-ю Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, 4-й фестиваль «Меццо-тинто» и 3-й открытый фестиваль «УралГрафо», выставку русского авангарда 1910-х–1920-х годов «Ясновидцы грядущего» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Впрочем, многое из этого мы посмотрим с первокурсниками вместе, ведь более десяти лет каждый учебный год мы начинаем для них с музейной недели - в ходе которой занятия переносятся в музейные залы, на выставки и постоянные экспозиции.

Интервью подготовила П.М.
Фотографии: из личного архива Т. Галеевой, yeltsin, nmekb, t-radya


Не поступили в вуз – что делать? Отчаиваться или бороться?

В Екатеринбурге выбрали короля уральского дрифта. DRIFT KING 2017 

«Какая боль, какая боль, Гнойный — Оксимирон: пять ноль» 

Учимся в онлайн-формате: обзор электронных ресурсов

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск