Есть популярное мнение, что дети в Финляндии — одни из самых умных школьников на планете. Правда ли это и почему это так?
Ректор МГПУ Игорь Реморенко: «Говорили, что в Финляндии полностью отказались от учебных предметов. Уверяли, что финны полностью отказались от того, чтобы учить детей писать ручкой — надо обучать только печатать на клавиатуре. Это не совсем так — учат тому и другому. Говорили о том, что в Финляндии отсутствуют всяческие проверки, и учителя делают, что хотят, тоже не верно. В северной стране стал использоваться новый образовательный стандарт (был принят в 2014 г.), появилась возможность перевести документ на русский язык».
Все дети должны учиться и получать одинаковые возможности для качественного образования. Напоминает СССР? Советская система образования гарантировала возможность одинакового обучения в сельской и в городской школе. О равном доступе у нас говорится и сегодня, но в реальной жизни учебные заведения в провинциальном городке или маленьком посёлке сильно отличаются от столичной гимназии или лицея, где детям преподают даже профессора.
Внимание — каждому ребёнку. Финны объясняют, как должна действовать школа, если ребёнку нужна особенная помощь. Мы привыкли, что это дети с ограниченными возможностями. В Финляндии это понятие шире - помощь иногда нужна и ребёнку с хронической неуспеваемостью (либо долго не изучавшему какой-то предмет), и не знающему финский язык — вариантов много. Финская школа для каждого нуждающегося обязана разработать свою образовательную программу. Для цыган, к примеру, должен быть свой план уроков, если они появятся в учебном заведении. В российских школах такой подход кажется нереалистичным. Попробуй изобрети свою программу или методику — сразу нагрянут контролирующие и проверяющие.
Дисциплинарные меры
Методы воспитания у русских и финских учителей похожи. Один из основных - воспитательные беседы. В более «тяжёлом» случае хулигана оставят после уроков, выдадут письменное предупреждение, крайняя мера — отстранить от учёбы на некоторое время. Ученик, мешающий другим, может быть удалён из класса или даже из помещения школы. Это воздействие применяется тогда, когда какой-то ребёнок своим поведением угрожает безопасности других детей. А совсем не потому, что не выучил урок.
Не что изучать, а чему научиться
В России в пособиях для учителей оговаривается перечень тем, которые дети должны пройти. Если математика, то синусы, дроби, числа и т.д. Если литература, то как тут без «золотого канона» — Тургенев, Достоевский, Толстой. В Финляндии преподаватели свободны в выборе тем и произведений. Например, в разделе, описывающем предмет «Финский язык и литература», вы не встретите ни одного литературного произведения. Есть рекомендации, что ученики должны уметь: понимать тексты разных стилей, различать жанры, описывать позиции главных героев, сравнивать их, аргументировать. Наставник должен поощрять ребят к творчеству, например, с помощью спектаклей. Дети будут учиться отстаивать собственное мнение, переживания, мысли. Для естественных наук главное — умение формулировать вопрос и самостоятельно формировать план исследований.
Практические и творческие предметы обязательны для всех и преподаются до 9 класса. Музыка, ИЗО, физкультура, технология (обучение дерево- и металлообработке, прочим «мужским» ремёслам), домоводство идут по 5 уроков неделю в 1-6 классе и по 6 уроков в неделю в 7-9 классах.
Домашнее задание на 20 минут
Педагоги Финляндии придерживаются строгого правила: давать ученику такое домашнее задание, которое он может сделать за 20 минут. Если ребенок не справляется — следует разбор полётов на педсовете. Ведь очевидно: всё, что учитель не успел сделать на уроке, он задаёт детям на дом. Школьники из России делают до ночи доклады, презентации, задачи и конспекты. Если ребенок скажет, что делает уроки за 20 минут, то общаться на педсовете будут, скорее, с ним и его родителями, еще могут припугнуть ювенальной полицией за «систематическое невыполнение» домашних заданий.
Финские стандарты написаны простым и понятным языком самими учителями. В нашей стране главные документы такие заумные и пустые, что некоторые педагоги до сих пор с трудом понимают, что такое ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) и как по ним учить.
В финских стандартах можно найти много общих предписаний с российскими. Есть похожие предметы (например, предмет «Основы религиозных культур», есть «Окружающий мир»). Но итоги на выходе не одинаковые. Одни — в пятёрке лучших, а другие — в третьей сотне худших.
Источник: aif
Практик биодинамики Ксения Водонос о философии и терапии
Kickin' Jass Orchestra - "горячий джаз" на фестивале «О, да! Еда!»
Хайпанем немножечко
Let's Rock! Мрачная романтика группы "МальстреМ"
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!