Сейчас ЕГЭ интегрирован в российское образование, стал ключевым экзаменом в формировании будущего детей, мерилом образованности выпускников и способом попасть в нужный вуз. Однако не утихают споры, является ли ЕГЭ объективным, или это, наоборот, гигантский пробел в российской системе образования.
В дни проведения экзаменов разбираемся, является ли ЕГЭ положительным явлением, чем он отличается от традиционного экзамена, которому в этом году исполняется уже сто лет.
Традиции
Эпоха повсеместного использования традиционного экзамена, который сдают в школе, а результаты потом посылкой отправляют в нужный вуз, закончилась в 2008 году. Тогда последние регионы России отказались от знакомого вдоль и поперек способа оценивания и перешли на уровень выше – более компактный и организованный ЕГЭ. Основная проблема так полюбившегося и педагогам, и ученикам ныне почившего экзамена была следующей: ТЭ сдается в своей школе и своим учителям. Да, можно сколько угодно ругать ЕГЭ за «тестовость», но наиболее непредвзятый экзамен сложно придумать. ТЭ можно написать можно так хорошо, насколько положительным тебя считают собственные учителя.
Личный пример:
Мой отец писал традиционный экзамен в 1990 году. Наскреб шестистраничное сочинение за полтора часа при отведенных четырех и поехал домой лежать на диване. Не успел он разуться, как позвонила классная:
- У тебя 2/4, Максим! 2 за грамотность, 4 за содержание, приезжай сюда быстрее!
Отец приехал, зашел в спортзал, где проводился экзамен, и, взяв свои листы на краю стола, прямо из-под взгляда проверившей их учительницы литературы, начал исправлять десятки ошибок, помеченных карандашом. В итоге получил свои 4/4 и счастливый поехал обратно домой - отдыхать.
Это не частный случай, а обыденность. Становится ясно, почему ТЭ в свое время был так любим: задушевность.
Помимо очевидной предвзятости, традиционный экзамен имеет и другой важный минус: широкую предметную направленность. В разные годы учащиеся сдавали до семи обязательных предметов: русский и иностранный языки, математику, литературу, химию, физику и историю. Каждая из оценок шла в аттестат и влияла на поступление. То, что молодежи прививались знания в разных областях науки, было несомненным плюсом, однако тот факт, что оценки, как минимум формально, при поступлении в вуз учитывалась за каждый из этих профильных предметов, было пережитком СССР, когда из крестьян необходимо было сделать сведущих и образованных во всех областях интеллигентов.
ЕГЭ, в отличие от того же ТЭ, куда более узконаправлен и независим. Предвзятость исключается машинами, проверяющими тестовую часть, и комиссией учителей. Человеческий фактор в последнем случае сводится к минимуму тем, что письменную часть одного варианта проверяют сразу два эксперта независимо друг от друга, а их оценка обобщается. И если на первых этапах внедрения экзамен полностью состоял из тестовых заданий, то сейчас доля подобных вопросов сведена к минимуму. Письменные части присутствуют в каждом предмете, за исключением базовой математики, но и от этого явления планируют вскоре отказаться.
И именно в этом усложнении состоит основной недостаток ЕГЭ.
Критика
Заходя на интернет-форумы с заголовками типа: «Почему ЕГЭ – это плохо?», невольно натыкаешься на огромное количество аргументов следующего характера: «ЕГЭ не сдаст только пень»; «В мое время нужно было действительно учить, а сейчас сдаст любой»; «Традиционка была лучше». И действительно, чтобы сдать ЕГЭ, достаточно время от времени бывать на уроках, чтобы сдать ЕГЭ хорошо – на уроках слушать. Но вот чтобы сдать ЕГЭ так, что ты гарантированно поступишь в желаемый вуз, нужно поднапрячься.
В этом состоит основная загвоздка – Единый государственный экзамен не дает особых преимуществ при его сдаче, он дает фору и гарантирует будущее только при сдаче успешной. «Пень» не сможет сдать хорошо, поэтому главным недостатком ЕГЭ является не его запредельная легкость, а неоправданная сложность.
Пример: выпускница поступает на филологический факультет, однако ей обязательно нужно хорошо сдать обязательный предмет - математику. Старшеклассница будет учить логарифмы и стереометрию, в которой она, к примеру, ничего не понимает. Или выпускник хочет поступить на физико-математический факультет, но обязан писать сочинения и получать за них высокие баллы, потому что русский язык также обязателен.
Как людям заниматься тем, что они действительно хотят делать? Остается радоваться, что мы живем не во времена ТЭ, когда ненужных, но обязательных экзаменов было в разы больше.
Да, это итоговый экзамен, и он не должен быть простым, однако подобная ежегодная усложняемость подарит выпускникам бесполезную зубрежку ненужного материала. Здесь и специальные допы в школах, и репетиторы, и все это для того, чтобы сдать один предмет, про который учителя говорят «пригодится».
Есть и еще один важный минус Единого экзамена: подготовка. Последние два класса школы учебный процесс на основных (иногда и не только) предметах построен на прорешивании вариантов ЕГЭ, учеба проходит под знаменем тщательного разбора тем и образцов сочинений, изучения отдельно взятого задания, у многих – под давлением учителей и родителей. Информация обобщается и вгоняется в рамки экзаменационных вопросов. Время в школах уходит не на получение новой информации и даже не на самообучение, а на банальную подготовку к вопросам ЕГЭ.
Очевидно, что, осознав всю серьезность и сложность экзамена, а также зависимость от него собственного будущего, многие ученики решаются на списывание.
Темная сторона ЕГЭ
Когда мы с ребятами из класса пришли писать профильную математику, у трех из шести были шпоры. Ровно половина, и только в нашем классе. Мой одноклассник был в рубашке. Он закатал рукава и продемонстрировал десятки математических формул, записанных мелким шрифтом на руках. Одна девочка хранила шпоры в лифчике, предварительно округлив острые концы маленьких бумажек ножницами – чтобы не кололи. Другая одноклассница пришила к трусам маленький кармашек, куда также спрятала бумажки с подсказками. Всех их во время экзамена свободно выводили в туалет, где они спокойно воспользовались всеми заготовками. Кто-то даже два раза.
Перед экзаменом в туалет сходил практически каждый, их невозможно осуждать. Когда на кону поступление в вуз, важен каждый балл, в списывании можно легко найти выход.
При всей сложности, строгости и тотальном контроле ЕГЭ имеет много пробелов. И теперь, когда они выделены, на них сделаны решающие акценты, самое время рассказать, почему проведение такого экзамена – это гигантский шаг вперёд и ЕГЭ - явление положительное.
Почему ЕГЭ – это все-таки хорошо?
Единый государственный экзамен противоречив, но критики не способны предложить что-то взамен. Нужно принять и допустить, что ЕГЭ, как и любой другой экзамен, – ограничитель, нужный, полезный, верно работающий.
ЕГЭ отсеивает необразованных людей; непредвзято оценивает выпускников; дает возможность каждому, несмотря на его социальное положение и статус, поступить в желаемое место по всей России; не допускает коррупцию; исключает тотальное списывание; с каждым годом модернизируется, уходит от тестов и использует вопросы со свободным ответом для объективной оценки знаний выпускников.
Единый государственный экзамен остается единственным возможным способом непредвзятого оценивания, он прошел долгий путь из узконаправленного, недоработанного и сырого продукта в главный экзамен страны. И теперь, когда эта тернистая дорога уперлась в неизвестность, остается надеется, что составители ЕГЭ не пойдут дальше в сторону усложнения, а оглянутся назад и попробуют исправить все ошибки, которые накапливались на их пути.
Автор текста: Игорь Симонов
Фотографии: ege.edu, differencial
Актуальные сроки подачи документов в вузы 2017, список документов
SANDARINA SUMMER FESTIVAL - отличные выходные
"Drive Racing": дождь дрэгу не помеха!
От заката до рассвета. Секреты приближающегося фестиваля Ural Music Night 0
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!