В воскресенье, в 15.30 по местному времени, преодолев синдром выходного дня, редакция портала Уралстудент решила посетить мастер-класс по изготовлению керамических сосудов на гончарном круге.
Гончарный круг по праву считается одним из самых значимых прорывов в технике. Используя инерцию вращения, круг позволяет увеличить производительность труда, качество изделий, обеспечить многообразие форм и красоту сосудов. На различных территориях круг появился в разное время. На Древнем Востоке — 4-2 тысячи лет до н. э.; в Средней Азии — 2-е тысячелетие до н. э.; в Западной Европе — 1-е тысячелетие до н. э. Изобретение и распространение гончарного круга привело к появлению и обособлению специалистов-гончаров. Сейчас в массовом производстве гончарный круг не используется.
Мастер-класс проходит в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала на улице Чапаева д.10. Спустившись в мастерскую, мы увидели небольшую комнату с массой, как готовых обожженных и раскрашенных изделий, так сырых, ожидающих путешествия в печь. Собралось немало людей, наблюдающих за тем, как мастер-гончар Андрей из неприглядного куска глины, за считанные минуты, создает кувшин. Действительно завораживающее зрелище. Андрей объяснил методику, показал на деле способы изготовления различных кувшинов и тарелок. После брифинга гости получили все необходимые инструменты (гончарный круг, глину, шликер, стеки, струны) и начали пытаться применить на практике полученные знания.
В. Почему Вы выбрали профессию гончара? О. По образованию я художник, поэтому такая творческая работа не могла оставить меня равнодушным. В. Давно работаете? О. Сложно точно подсчитать, достаточно долго, в этой организации например, без малого 9 лет. В. Прибыльное дело? О. Любое занятие становится прибыльным, если у вас есть к нему призвание, а сама работа приносит удовлетворение. В. Какие техники Вы используете для изготовления сосудов? О. На мастер-классе людей естественно интересует гончарный круг, за этим и приходят. Иногда использую ленточно-жгутовой метод (полоски глины налепливаются друг на друга образуя сосуд, затем заравниваются. Прим. Ред.) для изготовления больших сосудов, размером в человеческий рост. Так как такие сосуды очень сложно сделать на гончарном круге. В. Вы сами расписываете сосуды? Расскажите вообще о росписи. О. Сосуды расписываю сам. В мире существует огромное количество художественных техник и направлений, свои для Европы, свои для Востока, их все можно нанести на керамику.. Каждый раз можно открывать что-то новое для себя, и применять на практике, вообще, в росписи люблю экспериментировать. В давние времена изображения на сосудах играли не только роль украшения. Они несли огромную смысловую нагрузку, выполняли роль письменности, передавали информацию, для каждого народа характерны свои способы нанесения, стилистика узоров. В. Можно ли на гончарном круге изготавливать какие-нибудь специфические, нестандартные формы, например бокал на тонкой ножке? О. Форма сосудов обуславливалась житейской необходимостью, кувшины-для хранения продуктов, горшки-для готовки и так далее. Люди не испытывали необходимости в какой-то тонкой изящной работе. Поэтому такие вещи как бокал не требовались. К тому же, его сложно выполнить из глины, он легко может сломаться, а если и получится, то использование по прямому назначению затруднительно. Для такой работы все-таки больше подходит стекло. В. Какую цель Вы себе ставите обучая людей работе с кругом? О. Мне хочется популяризировать искусство среди современного поколения. Я стремлюсь донести до людей то, что русская культура очень богата и разнообразна, показать ее привлекательность. Сейчас, зачастую, русская культура воспринимается неправильно, не видится разница между плохим и хорошим, иногда просто смешно видеть какой ее показывают современники. |
В. Как Вы думаете, зачем люди приходят сюда?
О. Люди приходят после монотонной рабочей или учебной недели, им хочется выплеснуть накопившуюся энергию, отдохнуть, отвлечься от насущных проблем, подумать о чем-либо, разрешить волнующие их вопросы. Кто-то приходит просто удовлетворить любопытство, попробовать что-то новое.
На этом я заканчиваю разговор с Андреем, а он уходит помогать начинающим гончарам в этом действительно непростом деле. Теперь стоит узнать у самих посетителей, что их подвигло придти сегодня в мастерскую, и какие они ощущения испытывают от соприкосновения с этим древним ремеслом.
Алексей:
«Хочу как можно больше успеть попробовать в жизни, я еще и с парашютом не прыгнул и на дельтаплане не полетал! Оказалось, что это доступно и интересно. »
Павел и Елена:
«Наша фамилия — Гончаровы, хотелось бы ее оправдать хотя бы раз, к тому же было интересно попробовать что-то новое. Сначала не очень получалось, но сейчас прогресс налицо».
Юля и Катя:
«Хотелось поделать что-то руками, вот и решили записаться на мастер-класс, отвели душу, отлично провели время.»
Интервью собраны, теперь я и сам, не смотря на совсем небольшое количество оставшегося до конца мастер-класса времени, могу попробовать разбудить в себе горшечника. Это оказалось очень непросто, рука все время норовила соскользнуть и разрушить слегка-оформившуюся заготовку, глина совершенно не слушалась, и ничего годного не получилось. Стало ясно, что без длительной практики ничего не выйдет. Но занятие это достаточно расслабляющее, позволяющее подумать о вечном, повитать в облаках и отвлечься от тревожащих проблем. Советую и Вам хотя бы раз попробовать себя в роли гончара.
Автор - Илья Ваулин
Фотоотчет - Константин Лапутин
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!