Недалекое прошлое. Россия, 2007 год, Совет Федерации со второй попытки принимает закон о введении двухуровневой системы образования. Первой ступенью является-бакалавриат, который будет предусматривать подготовку в течение четырех лет квалифицированных рядовых сотрудников. Второй уровень высшего образования-магистратура. Магистров планировали готовить к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. В основе этих изменений, лежат так называемые Болонские принципы, направленные на создание единой европейской образовательной системы. Звучит неплохо, но был отменен специалитет - пятилетняя образовательная система, которая практиковалась еще в Советском Союзе, известном своей любовью к пятилеткам. После выполнения голубой мечты СССР: «пятилетку в четыре года»,появилось немало прогнозов предвещавших потерю уровня знаний, умений и навыков, а так же, новое поколение студентов «полуфабрикатов».
Пришло время, новую образовательную систему применили на практике, набрали бакалавров, а специалитет оставили только для медицинских и художественных вузов. Настало время оценить результаты этих преобразований, узнать, что получилось на данный момент. За мнением о результатах реформы мы обратились в Педагогический Университет на кафедру Теории и Методики Обучения Истории, к Зинаиде Ивановне Гузненко и задали несколько вопросов.
В. В чем плюсы и минусы бакалавриата и специалитета?
О. "Плюс бакалавриата - в экономии времени, нужного самому студенту. Это возможность получить диплом о высшем образовании за 4 года, пожертвовав объемом полученных знаний. Пятилетняя образовательная система же, выходит за рамки необходимого минимума, дает больший массив информации, ведет к более узкой специализации, в конце-концов, делает более культурным человеком. Образовательные программы специалитета и бакалавриата имеют различия, которые в свою очередь, говорят о тенденции к снижению качества образования. Так же, я считаю, что переход к бакалавриату был совершен без учета интересов потребителя. Стоило бы предоставить студентам возможность выбирать, сколько лет им учиться: четыре или пять. Это было бы логично и резонно."
В. Ощущается ли на данный момент разница в учебных успехах студентов обучающихся по системам бакалавриата и специалитета?
О. "На данный момент мы не можем точно говорить о разнице в успехах. Ясную картину будетможно увидеть лишь в результатах выпускной квалификационной работы (ВКР). На ВКР к специалистам высокие требования, так как они обладают фундаментальными знаниями, умеют решать различные проблемы, анализировать и преобразовывать их. В ситуации с бакалаврами, речь идет о снижении требований, так как у них гораздо меньше времени на исследовательскую работу. Естественно, ставится вопрос, на сколько качественно они будут справляться с поставленными задачами."
В. Для чего нужна магистратура, что она дает?
О. "По итогам обучения присваивается степень магистра, которая понятна и признана за рубежом. После магистратуры можно поступить в аспирантуру. Магистратура дает возможность продолжить обучение по другому, отличному от бакалавриата, направлению, Фактически, это возможность получить новую профессию. В педагогическом образовании же окончание магистратуры позволяет обучать детей в 10-11 классах."
Ясно то, что, по мнению преподавателей, бакалавриат-это плохо. Но доказательств этому никаких, кроме догадок и прогнозов. Что скажут студенты, обучающиеся на данный момент. Зададим им следующие вопросы: По какой системе Вы обучаетесь? Не жалеете ли об этом? Собираетесь ли в магистратуру? Почему?
Наталья Торопова, 4 курс РГППУ, Институт искусств.
"Учусь на бакалавра, об этом совсем не жалею, для себя я выделила несколько плюсов: 4 года обучения до полного высшего, диплом международного образца, возможность продлить образование по смежным профилям в других вузах. Планирую идти в магистратуру так как это престижно, интересно попробовать себя в другом вузе, либо направлении, ну и получить второй диплом за 2 года." |
| Иван Грошев, 3 курс УГМА, Лечебное дело "Учусь я на специалиста, собственно, 6 лет, насчет магистратуры, в моем понимании-это ординатура, идти я туда планирую, потому что после 6 лет я стану врачом общей практики, а ординатура даст мне ту специальность(узкую специальность), которую мне нужно, по которой я буду работать." |
Студент УрГЮА, который пожелал остаться инкогнито, в целях безопасности. "Учусь на бакалавра, об этом не сожалею, смысл жалеть, ведь этим ничего не изменить. Тем более, есть свои плюсы. Магистратура нужна только для того, чтобы стать судьей. Для следователя она не так важна. Все недостающие знания можно приобрести на практике." | Эльвира Андреева, УрГПУ, 5 курс, Историк-краевед. "Я не жалею что учусь на специалитете, тут о потерянных годах речи идти не может. В магистратуру не пойду, по крайней мере на истфак. Выбрала бы другой профиль, но сейчас нет времени на подготовку." |
Как видим, сами студенты никакого дискомфорта не испытывают, а даже наоборот. Дело в том, что преподавателей, по большей части беспокоят знания, а студентов - отсутствие раздражителя в виде 365 потерянных дней жизни. О результатах судить будем позже, когда нынешние бакалавры пойдут работать по профессии и делать то, для чего они учились.
Илья Ваулин
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!