Как изменится жизнь начинающих водителей, после внесения в законодательство всех поправок мы уже примерно представляем, тем не менее, споры по-прежнему не утихают. Большое количество людей придерживаются диаметрально противоположных мнений. Рассмотреть вопрос со всех возможных сторон мы решили способом опроса людей, стоящих в самом центре событий.
Не только законодательные вопросы важны, но и мнение преподающего звена, которое каждый день сталкивается с проблемами «вне больших документов». Наша редакция приняла решение встретиться с еще одним экспертом руководителем программы по подготовке водителей категории «В» автошколы «ЭлИн-АВТО» при РГППУ Еленой Геронтьевной Вуколовой. Мы постараемся вникнуть в суть процесса обучения и узнать мнение опытного педагога. Елена Геронтьевна расскажет нам, почему нужны эти изменения.
Несмотря на то, что законодательство пока не предусматривает введение возрастных ограничений, вопрос о повышение возраста стоял остро. Статистика дорожных происшествий привела многих экспертов к заключению, что возраст курсанта должен составлять 21 год.
То, что именно в 21 год человека можно посадить за руль – поддерживаю. У нас контингент в основном студенты, не знаю про зрелость физическую, но вот зрелость психологическая у них отсутствует. Они еще не создали своих семей, не научились отвечать за другого человека. Чего им бояться?
Понимаете, психологической ответственности просто нет. Безответственность сейчас характерна для нашей молодежи, особенно отношение к своей жизни и жизни других людей.
Хочется их зацепить, чтобы осознали это. А они говорят: «я подешевле пойду учиться, я подешевле куплю машину» - а почему спрашиваешь их? «потому что ее не жалко разбивать» – не жалко врезаться в столб. О том, что можно разбить чужую машину, сломать чужую жизнь, убить ребенка или покалечить девушку или родителей, сидящих рядом — даже мысли не возникает. Это не упрек – это данность. Вот людям, которые идут в армию, я думаю, можно было бы давать возможность получать права раньше. Военные – это тоже показатель зрелости, армия – это школа жизни, а если человек идет туда осознанно, то это уже кое-что говорит о его сознательности.
Увеличивается время обучения – усложняется процесс обучения?
Я за то, чтобы объем увеличивался. Чтобы увеличивалось время, отведенное на обучение. Но это уже больше внутренняя структура, но думаю и надеюсь, что это отразится на качестве обучения и знаний курсантов. Есть разные примеры, вот один из них:
Сейчас все удешевляют и удешевляют, сокращают и сокращают. Если у нас идет приоритет зарабатывания денег, тогда мы зарабатываем деньги, смотрите: сейчас нам сложно конкурировать с коммерческими школами, они предлагают обучение за 12 тыс. руб., а мы за 20 тыс. руб., как они добивают эту стоимость – это их коммерческая тайна, но это происходит определенно за счет сокращения программы, а учиться идут туда, потому что дешевле и быстрее. Я всегда говорю:
Как вы думаете уменьшиться количество учеников с увеличением срока обучения?
Нет, не думаю, люди как хотели, так и будут хотеть получить права. Думаю, что будут брать кредиты, так же как на машину или другие нужды. Это уже не возможно отнять, водительские права это порой жизненная необходимость, как для мужчин, так и для женщин.
Планируется введение дисциплины психологии отношений на дороге, это необходимость?
Знаете, нельзя сказать, что автошкола – это школа на Луне. Все, что происходит в автошколе – это отражение того, что происходит в обществе и если государство утратит воспитательные функции, то ни какая автошкола эти часы не сможет компенсировать. С другой стороны – если этого не делает государство, кто-то должен этим заниматься.
Самое главное, чтобы это было по назначению. Если это будет правильно поставлено, будет квалифицированный персонал, педагоги, психологи – да. Ведь за рулем женщины, порой беременные женщины, пенсионеры, которые действительно нуждаются в подготовке психолога и педагога.
В программе прописано, что преподаватели в автошколе должны быть с профессиональным образованием, многие начинающие водители порой жалуются на своих инструкторов.
Такая программа есть, но сейчас во многих школах преподаватели – люди, которые хорошо водят и имеют стаж вождения. Квалификационных требований к ним конкретных нет. При этом они не всегда и не все могут объяснить. Было бы неплохо, если бы обучение ввели повсеместно: специальную подготовку, педагогические основы подготовки водителей АТС.
Экзамены придется сдавать в два этапа. Предстоит двойная встреча с ГИБДД, которым сложно сдавать, люди пересдают не один раз и порой не два, в этом есть смысл?
Да хоть в два, хоть в три этапа. Речь идет о последовательности, сначала теория, потом практика. Это сложный вопрос. Цель одна – сдать экзамены, научить вождению, научить культурно и уверенно ездить. Тогда мы даем квалифицированное обучение и аттестацию после каждого блока, приглашаем квалифицированного специалиста или идем к нему, т.е. в ГИБДД.
У нас в другом проблема, многие люди не умеют рассуждать, проговаривать, говорить, соответственно не умеют думать. Форма сдачи экзамена — тесты, которые к этому не обязывают. А вот рассказать ситуацию по картинке они могут, это их хоть как-то оживляет, стимулирует процесс мышления.
Ваша оценка изменениям?
Подводя итог я могу сказать, что изменения в целом неизбежны. Важен характер этих изменений, который зависит от определенных целей. Если цель получить прибыль — это одни изменения, а если цель получить качественного водителя, а не статус любителя или профессионала, то это другие. Мне кажется, рациональными изменениям стало бы создание центра обучения, который бы курировал работу автошкол, документооборот и прочее, тогда будет все слаженней и не будет «квартета» из басни, поющего на разные лады.
Александра Щупова
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!