Студенческая жизнь – это бессонные ночи, один пакетик чая на неделю, это шутки в коридорах между пар, это лекции, посиделки на подоконнике, это друзья, и это, конечно же, это... Практика! Да-да, практика – неотъемлемая часть студенческой жизни. Она помогает не только закрепить полученные знания, но и завести новые знакомства, получить массу впечатлений.
Корреспонденты портала УралСтудент.ру расспросили тех, кто уже прошел студпрактику о том, как все было.
«Я свою первую практику я проходила в качестве репортера в городе Чернушка на телеканале «ВеЧер». До этого на телевидении я работала, но лето - время отпусков, сотрудников не хватало, и поэтому меня сразу взяли. «Если тебя выбросить, как котенка, в открытое море, ты выплывешь?» - это были первые слова, что я услышала. В тот момент я поняла: все очень серьезно. Сначала было очень страшно, я боялась, что ничего не выйдет - первоначально так оно и было. Я допускала много ошибок: главный редактор терпеливо объясняла мне их и показывала, как можно было исправить. Я расстраивалась, однако делать было нечего, пришлось взять себя в руки, и постепенно все стало получаться. В конце концов, я настолько втянулась в работу, что мне было грустно уходить уже с насиженного места. Тем более что за время прохождения практики я сдружилась со всем немногочисленным коллективом. Кроме этого, я познакомилась с большим количеством людей. Самой запоминающейся стала встреча с ветераном Курской битвы. Из этой встречи я узнала больше, чем из учебников истории. Следующую свою практику я хотела бы пройти также на телевидении, но уже здесь, в Екатеринбурге. Все-таки и город большой, следовательно, и коллективы, и, естественно, работы тоже больше. Мне хочется попробовать «выплыть» уже не из «маленькой речки», а из «большого моря».
«Практику я проходила в августе в 9 детской городской больнице в качестве помощника младшего медицинского персонала, проще говоря - санитаркой. С утра мы приходили к восьми и мыли полы, затем выполняли полученные задания. Например, отнести анализы в лабораторию, приготовить материал для перевязок, заполнить журналы и т.п.
В отделении к нам отнеслись хорошо: медсёстры всё показывали и рассказывали. Самым интересным событием на практике стало присутствие на операции. Конечно, я окончила только первый курс, поэтому главной задачей там было не мешаться. Однако после того, как я побывала в операционной, я почувствовала себя по-настоящему посвященной великому делу. Не менее интересным было ночной дежурство – больница живет и ночью, работа тут ни на секунду не прекращается.
В целом практика для меня оказалась очень интересной и полезной. Главное - быть активным, задавать вопросы, просить что-то сделать или посмотреть, тогда процесс станет более продуктивным. Со многими вещами я столкнулась впервые, так что было о чём подумать. Случались и неприятные моменты. Но когда наблюдаешь за ребёнком, который пришёл больным, а уходит практически здоровым, понимаешь, какую важную профессию ты выбрал. Конечно, время покажет, но сейчас мне кажется, что я не ошиблась с выбором».
«Производственную педагогическую практику я прошла в МАОУ лицей № 3. Это уже не первая моя практика, так что все было знакомо: преподаватели, ученики, уроки, домашние задания...
Отношение педагогов и администрации лицея было деловым и доброжелательным, однако на постоянную работу (может это покажется странным) не приглашали: во-первых, там все за свои места держатся, а во-вторых, честно говоря, я бы и сама не согласилась – бумажной работы выше крыши, немотивированные дети, плюс сравнительно небольшая зарплата.
В целом все было вполне по-рабочему, без эксцессов и волнений».
«В 2013 году я проходила преддипломную практику в салоне красоты «Плюс». Несмотря на то, что мне необходимо было получить опыт непосредственной работы с клиентами, в первое время сотрудники салона позволяли мне лишь наблюдать, как работают они сами. Однако за время практики мне удалось подробнее познакомиться с работой салона, и вскоре на меня «свесили» всю работу, вместо трех парикмахеров в смене была только я одна. Хорошо, что за практику платили. После ее окончания я еще некоторое время проработала в этом салоне».
«В 2012 году я проходила практику в журнале «Архитектура и дизайн». Когда я пришла на собеседование, офис издания только открылся. Планировала устроиться туда на работу, но из-за низкой зарплаты осталась только на практику. Писать в основном приходилось рекламные материалы. Начальство относилось ко мне вполне лояльно, и я бы продолжила работу там, если бы уровень зарплаты был выше».
«В 1988 году меня отправили на практику в Украину, на Хмельницкий Металлургический Завод. Так я оказалась в цехе точного литья, который выпускал детали для автомобилей ВАЗ. Во время практики я была поражена новейшей для того времени технологией производства деталей - вся линия литейного производства была полностью автоматизирована. Все сотрудники завода ходили в белых халатах. Руководители были довольно строгими, самой мне делать практически ничего не давали, приходилось только наблюдать за технологией литья новых деталей. После практики мне хотелось бы остаться работать там, но пришлось вернуться в Екатеринбург и продолжить обучение».
«Мне больше всего запомнилась практика, которую я проходила после 2 курса. К ней я подошла со всей ответственностью и начала подыскивать редакции еще в марте, но все удивлялись моему раннему поиску и предлагали обратиться в мае, когда, конечно же, все места уже будут заняты. Но тогда же я увидела в местной березовской газете (я живу в Березовском) объявление: «На местное телевидения требуется журналист». К слову, этому телеканалу тогда не было и полугода. Я позвонила и спросила: «А можно на практику к вам?», и мне ответили: «А сейчас прийти можешь на собеседование?».
Благо, я живу в 5 минутах ходьбы от редакции, поэтому тут же пришла. Со мной поговорили, спросили, где я учусь, есть ли опыт (а он небольшой, но все же был, после первого курса я 2 месяца стажировалась на «ОТВ» у очень крутого журналиста Виталия Чащухина, до сих пор его вспоминаю только добрым словом).
В конце разговора мне задали вопрос: «У нас через час съемка, поедешь?». И я поехала. На тот момент на канале «Век телевидения» работала одна журналистка и два оператора. Две недели у меня было на то, чтобы освоиться и всему научиться - кроме журналисткой работы, репортер сам монтирует, сам решает организационные вопросы на съемке и сам себя редактирует. Самое интересное, что 1 июня штатный журналист ушла на заочную сессию, и поэтому целый месяц я работала одна, зато в таких спартанских условиях всему научилась и работаю там до сих пор, вот уже третью практику. Очень надеюсь, что в ближайшем времени, мне удастся запустить свой авторский проект, и я буду работать не только репортером информационной программы, но и в продакшн».
«Когда в 2008 году я закончила третий курс института, мне предстояло пройти летнюю производственную практику. Я пошла в банк, оставила там свою анкету и стала ждать звонка.
Меня приняли на практику в «Центр развития персонала», несмотря на то, что этот отдел никак не относился к моей специальности «Экономика и управления на предприятии». Видимо, отделу по найму персонала было все равно, куда отправить практикантов. На самом деле мне было не важно, чем заниматься, я просто хотела пройти практику именно в этом банке и устроиться туда на работу.
Нас было трое: я и два студента из УрФУ.
Что мы делали на практике?
Занимались нудной бумажной работой! Центр развития персонала решил провести проект «Временные затраты руководителей банка». То есть, каждому руководителю банка выдали бланк, который он должен был заполнять в течение недели. Туда нужно было фиксировать каждый свой шаг. Привожу пример этого самого отчета (конечно, все было более разумно написано в отчетах, я утрирую для наглядности):
8:30 пришел на работу;
8:30 - 8:45 - проверял почту;
8:45 - 9:00 - выходил в туалет;
9:00 - 10:00 - пил чай, болтал с коллегами за жизнь;
10:00 - 11:00 - мне позвонил мой друг Володя, и мы вспоминали, как тусовались в прошлую пятницу;
11:00 - 12:00 - плевал в потолок;
12:00 - 13:00 - обед (работа работой, а обед по расписанию);
13:00 - 14:00 - выходил в туалет;
14:00 - 16:00 - проводил собрание среди сотрудников;
16:00 - 17:30 - устал после собрания, пил чай, восстанавливал силы;
17:30 ушел домой.
А мы, практиканты, обрабатывали эти самые отчеты, проставляя непонятные цифры около каждого пункта! Затем подсчитывали все и отдавали на проверку руководителю, который делал умный вид и писал «донос» директору банка на каждого руководителя отдела: «Уважаемый Иван Иванович, пишу Вам о том, как Петр Петрович из отдела статистики расходует свое рабочее время. Знаете, он очень мало времени уделяет обучению персонала, практически не занимается рабочими делами, а все время ест и ходит в туалет. Работу Петра Петровича считаю неэффективной!».
Вот сейчас, анализируя данный проект, считаю, что это был абсолютно непрофессиональный и неправильный подход сотрудников центра по развитию персонала. Как можно отдавать практикантам отчеты руководителей? Вы думаете, мы там что-то правильно считали? Мы делали работу на «отвяжись», просто, чтобы быстрее получить печать о прохождении практики. А ведь некоторые из руководителей, может быть, получили выговор за свою «неэффективную работу».
После двухнедельного пребывания с 8:30 до 17:30 в стенах банка я получила долгожданную печать и стала, как мне сказали, лучшим практикантом среди троих (ребята просто забили на нее, не сдавали отчеты, не приходили в офис).
Что было после практики?
Примерно через месяц мне позвонил руководитель того самого отдела, где я проходила практику, и предложил мне работу, которую я могла бы совмещать с учебой. Конечно же, я согласилась, ведь я, будучи студенткой, просто мечтала работать в банке!
Я отработала 2 дня, и в сентябре 2008 года наступил ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС, который в первую очередь коснулся банковской сферы. Первой уволили меня, не выплатив мне никаких денег за отработанные два дня, потом начали массово увольнять и других специалистов. Толпы безработных банковских сотрудников, скитались по улицам в поиске работы.
Как мне помогла практика в жизни?
Только тем, что о ней можно написать в этой статье! Опыта работы я не получила, лишь понаблюдала за жизнью офисных сотрудников и поняла, что работа в банке не для меня».
«Практика носила у нас характер педагогической: всех распределяли по школам, где нужно было провести несколько уроков русского языка и литературы. Но так произошло, что случай выбрал для меня не обычную школу, а Суворовское училище.
Необычно там было почти все. Начиная со строгого контроля за документами и пропусками, заканчивая дресс-кодом. Так как практика пришлась на позднюю осень и начало зимы, я выглядела так: пуховик, угги (да-да, но было неважно), джинсы, рюкзак. А в рюкзаке - наряд преподавателя - юбка с джемпером или платье, а также балетки.
Мне достался седьмой класс, вернее, рота. В ней было несколько взводов. Естесственно, там обучались одни мальчишки, правда в роте на год старше были две девочки. Больше девочек там, вроде бы, не наблюдалось.
Имени и отчества моего ученики не знали: в училище принято обращение «Товарищ преподаватель». В начале занятия же вместо «Садитесь» я рапортовала: «Здравствуйте, товарищи суворовцы. Вольно!»
Преподавательский состав и, в частности, куратор моей практики, относились ко мне и другим практиканткам доброжелательно, помогали советами и критиковали по делу.
Запомнилась мне практика и тем, что я беспрестанно проверяла тетради, а дома много времени тратила на подготовку нового урока. То есть, само занятие - это отнюдь не все, что надо делать учителю. Хорошо еще, что отчетов у меня было мало - не по должности просто было заниматься ими.
Суворовцы - молодцы. Они, в отличие от других учащихся, мотивированы на хорошую учебу, так как за неуспеваемость их не отпускают в увольнительные. И дисциплина у них замечательная. Правда, один раз они у меня сильно распоясались, но я бы удивилась, если б такого за все время практики ни разу не случилось.
Приходилось заниматься с ребятами и внеурочной работой: мы рисовали стенгазету, и в итоге с некоторыми учениками мы уже почти подружились. Удалось мне (и это я считаю моей первой крупной педагогической победой) расшевелить одного троечника: он стал более охотно отвечать на вопросы, стараться, зубрить, даже вступал в дискуссии о литературных героях.
Преподавать именно там я бы хотела больше, чем в обычной школе. Там и зарплата неплохая, и колорит завораживающий. Однако в целом педагогическая деятельность слишком утомительна, поэтому я не стала педагогом».
Татьяна Шумихина, Илона Гусейнова, Елена Черепкова
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!