Урок. Учитель объясняет пример у доски. Не крошит мелом, а пишет стилусом на экране, изображение которого отображается на интерактивной доске. После проводится срез текущих знаний. Вопросы и варианты ответов высвечиваются на проекторе, дети лишь нажимают кнопки на пультах, соответствующие ответу. А после им страшно идти домой, потому что текущий табель оценок уже послан на электронные адреса их родителей. Фантастический роман? Да нет… Реальность России.
Никого не удивит тот факт, что в Европе инновационные технологии активно начали использоваться с 1998 года, в России в этот год была лишь одна инновация – гелевая ручка. В 2010 в Великобритании прошла активная волна замены интерактивных досок первого поколения на более совершенные. В 2010 в России единицы директоров школ радостно выносили из класса зеленые доски, затертые мелом до дыр, и вешали на стены чудо-планшеты, гордо озираясь по сторонам как бы говоря: «Вот и в наше МОУ пришло заморское счастье!» Кстати, сейчас такое «счастье» уже не так трудно раздобыть: например, в Екатеринбурге его можно приобрести у официальных представителей интерактивных досок.
Инновационной техникой образовательных учреждений в РФ до 2006-2008 считались персональные компьютеры, имеющие блок питания с входом для дискет, и телевизоры с видеопроигрывателем, наглухо закрытые в сейфах класса.
В 2006 по новому социальному проекту, касающегося образования, были введены так называемые электронные дневники. Суть их заключалась в том, что каждый учитель регулярно мог отправлять по электронной почте текущий табель оценок родителям учеников. Для этого лишь требовалось оснастить каждый кабинет персональным компьютером с выходом в интернет. До 2008 года почти 70% ведущих школ больших городов России получили желаемое.
Можно сказать, что в эти годы спал «железный занавес» инновационных технологий в образовательных учреждениях. Государство, помимо забот о ремонте, стали волновать вопросы внедрения инноваций для облегчения и усовершенствования процесса обучения.
Уже с 2007 года активно стали использоваться проекторы, ноутбуки, интернет, современные телевизоры, dvd-проигрыватели. На смену докладам, написанным от руки в читательском зале библиотек, пришли презентации с материалом, взятых с сайтов интернета. С 2010 в 6% классов от их общего количества были внедрены интерактивные доски, пульты для интерактивных опросов. И это относительно не плохой результат. В США оснащенность подобной техникой достигает 20 %, в Германии – 5%.
Другой вопрос в том, что, по некоторым данным, около 30% новой техники, поставленных в школы, стоит в нераспечатанном виде. Причин тому может быть несколько:
1. Неумение педагогов использовать технику в работе (средний возраст учителя в России 45-50 лет, тип педагогов-консерваторов, считающих учебники 90-х годов Библией: она одна и на все времена);
2. Отсутствие специалистов для установки нового оборудования (и не всесилен тут даже Мистер физрук, что без проблем подсоединяет dvd к телевизору);
3. Боязнь испортить новую технику (отголоски советского союза, когда купленные в очередях брюки прятались в чемоданы (дефицит же! на вырост всё, на потом), и впоследствии охотно были съедены молью).
Перенимая инновационные технологии зарубежья, мы не адаптируем их к условиям России. Даем в руки пульты для проведения интерактивных опросов, а учителя в ответ: «Лучше бы бумаги закупили. А то тесты писать не на чем!».
Студентам и ученикам инновационные технологии значительно упрощают процесс обучения. Они делают материал наглядным, интересным, легко запоминающимся. Учащиеся со школьной скамьи становятся членами информационного общества, которое требуется современному миру. Но нередко они сами слышат от педагогов: «Знает кто, как подключить проектор?» или «Сегодня пишем на простой доске мелом, а то при частом использовании планшета интерактивной доски она быстро испортиться!»
Педагогам был задан вопрос: «Как вы относитесь к информационным технологиям в образовательных учреждениях?»
- За, при условии, что и зарплата станет выше (мужчина, 23 года);
- Вам отвечает учитель Русского языка! Я только за это будущее России (мужчина, 26 лет);
- Проектор и интерактивная доска - очень удобно, но обычную доску и мел не заменят. А вот электронный дневник - выгода только для ленивых родителей, а преподавателю - лишняя морока (женщина, 41 год);
- Все это не столь важно. Ничего плохого в этом не вижу. Но главное в процессе обучения всегда была и остается - личность преподавателя (женщина, 43 года).
Молодые педагоги активно и с удовольствием используют современные технологии. Педагоги со стажем 15 и более лет смотрят на инновационную технику, как на новую асфальтированную дорогу без указателей: вроде и комфортнее идти, да и в сторону ту же ведет, что и проторенная тропинка, но все равно боязно двигаться по ней без карты, а GPS-навигатор, что прилагается к путешествию, они просто считают большим телефоном, поэтому и выбирают старый путь.
Внедрение инновационных технологий в образовательных учреждениях России проходит только первую ступень адаптации; по мнению аналитиков, с 2012 года они войдут в стадию роста. Д. А. Медведев подтверждает, что поддержание национальных проектов прекращаться не будет, а, следовательно, оптимистичные прогнозы должны реализоваться. Главное, поддерживая одну систему - инновации, не забывать о другой – обучение им. Согласитесь, что нелепо давать зеленое яблоко, которое содержит много железа, способствующего росту и развитию, младенцу, что не имеет зубов.
Катерина Липатова
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!