Платное образование в России как яблоко с червоточинкой: одним кажется очень аппетитным и привлекательным, а для тех, кто смотрит с другой стороны, кажется всего лишь испорченным плодом, непригодным к употреблению. И действительно, для кого-то платное образование – это возможность вывести в люди свое немного ленивое, но все-таки не безнадежное чадо, а для кого-то отсутствие бюджетных мест или их малое количество на определенных специальностях может стать одним из самых больших разочарований в жизни. И как узнать, сколько талантливых специалистов так и не смогли по-настоящему раскрыться из-за роковой фразы «бюджетных мест нет»?
Поступая в вуз, Эля точно знала, что учиться будет только бесплатно. Родители: - мама-учитель, папа-крановщик - просто не смогли бы платить за обучение. Самостоятельно заработать на институт для семнадцатилетней девочки, приехавшей в мегаполис из небольшого городка и имеющей за плечами золотую медаль, музыкальную школу и родительское воспитание, сложно. Да и платить нужно регулярно, а работу студентам дневного отделения предлагают отнюдь не стабильную. Долго выбирая, куда же все-таки пойти, Эля с ужасом обнаружила, что важнейшим критерием выбора для нее стали наличие бюджетных мест, транспортная доступность, наличие общежития и прочие вещи, совершенно не совместимые с вдохновением. Тоска, невыносимая тоска поселилась в глазах еще вчера смелой, живой, счастливой отличницы. Еще мгновение назад ей казалось, что нужно быть сильной и ни за что не отступать от задуманного, что нужно много учиться и все обязательно получится, что сильным покоряются и моря, и горы.
Чтобы поступить, куда хотела, Эле не хватило одного процента по ЕГЭ… из 97 только 96… Вот так девочка с горящими глазами, мечтавшая писать стихи на языке Шекспира, пополнила армию менеджеров. И таких историй едва ли не миллион.
Естественно, восприятие «платников» как менее способных и менее развитых по сравнению с бюджетниками весьма условно. Вообще, и тех и других можно поделить на множество категорий. Так, хорошенько поразмыслив над вопросом, я пришла к выводу, что платно учатся: и дети обеспеченных родителей, которые изначально собирались учиться платно, и талантливые студенты, которые в силу стечения обстоятельств (волнения, невезения) не смогли занять свое место среди тех, за кого платит государство, и среднестатистические, и откровенно слабые студенты. Удивительно, но среди «бюджетников» ситуация примерно ничем не отличается, т. к. случай и льготы позволяют занять драгоценные места более слабым студентам. Да и вообще, попытка классифицировать студентов по тем или иным признакам сродни попытке разделить людей на хороших и плохих или, в данном случае, достойных и недостойных. Нужно понимать, что само по себе платное образование – это не проблема, а беспокойство вызывает в первую очередь малое количество бюджетных мест в вузах или же их полное отсутствие.
Задача государства – защищать интересы всех слоев общества, но более всего самых бедных. Однако такая защита зачастую становится новой проблемой. Так, при поступлении в вуз явное преимущество имеют разного рода льготники. На первый взгляд, так и надо, но порой такие абитуриенты занимают все бюджетные места, без исключения, особенно если таких мест всего ничего. Отсюда следует другая проблема: существующие критерии отбора не вполне объективны. В пользу такого утверждения свидетельствует и предъявление равных требований к выпускникам из крупных городов и к выпускникам, скажем, из сельской местности. Почему равные требования не объективны? Потому что возможности у школьников разные и потому что конкретное знание приобрести не сложно, а вот умение мыслить развить сложнее.
На поставленный в заголовке вопрос хочется ответить: образование платным быть не должно, но платное образование существовать обязано. Для того чтобы повысить статус диплома о высшем образовании, необходимо в принципе сократить количество платных мест, т. к. на сегодняшний день слишком много людей с дипломом, а вот образование в полном смысле этого слова получили единицы. Получение «диплома в рассрочку» стало обычным делом. Стало даже казаться, что из хорошего техникума можно даже выйти более квалифицированным специалистом, чем из многих российских вузов. Большой процент образованных людей – конечно огромный плюс для государства и для общества, но качество этого образования не поддается никакой критике. И нельзя говорить о том, что во всем виноваты деньги, виновата сама система образования, которая допускает такие погрешности.
Можно долго рассуждать об оправданности платного образования с точки зрения экономики, о справедливости бесконечного количества льгот, но когда же мы заговорим о разумности? Разумно ли перекрывать кислород сотням, десяткам или даже единицам талантливых молодых медиков, юристов, философов? Ведь невозможно же сегодня пройти лабиринт вступительных испытаний и не оказаться позади льготников или более обеспеченных товарищей.
Сколько обиды и разочарования приносит порой слово «нельзя». Как опускаются руки, когда понимаешь, что твой потолок здесь, и выше тебе прыгнуть не позволят. Мы губим человеческую душу, когда заставляем платить за вдохновение. Мы с самого начала даем понять самим себе, что деньги – главное, что деньги – хорошо. А вот все остальное можно отложить на завтра. Когда смогу заплатить, тогда и займусь любимым делом. А так бывает невсегда... К сожалению…
Алёна Боголюбова
фото с сайта: professionali.ru; www.liveinternet.ru
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!