«Тест» - это слово прочно входит в нашу повседневную жизнь чуть ли не с пелёнок.
Так, например, за тестом на беременность стоит счастье для будущих матерей. Тест-драйв хорошей иномарки готов с большой охотой провести любой заядлый автолюбитель, прошедший, в свою очередь, тест-экзамен в МРЭО для получения водительских прав. Тестовые системы в пищевой промышленности оберегают наше с вами здоровье от пагубных последствий неправильного использования технологий производства и человеческой халатности. А как часто мы с трепетом отвечаем на вопросы очередного психологического вопросника, надеясь узнать из него все грани своей личности.
- Мама, я получил справку о сдаче ЕГЭ, прочти мне её, пожалуйста!
Программирование, математика, медицина, педагогика, психология - во всех этих областях тесты уже давно являются незаменимыми элементами, будь то простой анализ крови или определение психологического портрета. А как давно слово тестирование начало ассоциироваться у нас с образованием, став, если не его символом, то уж точно его неотъемлемой частью?
Доподлинно известно, что впервые тест как систему проверки знаний использовал в своей практике известный учёный Томас Эдисон. В своё время он был работодателем в собственной организации и в качестве собеседования проводил тест-опрос, состоявший примерно из 160-ти заданий. Вопросы были самые разные: какой материк больше – Австралия или Гренландия; из какого дерева делают бочки для керосина? Желающие, правильно выполнившие более чем 70% заданий, получали работу. Подход для тех времён (события происходили в 1921 году) очень оригинальный. Вслед за этим последовало широкое распространение и развитие теста как системы оценки уровня знаний. Началось с того, что К. Бригем, американский психолог разработал тесты для школьников, которые приобрели применение во многих странах, но особенно широко (хотя и не сразу) – в США.
Только у теста была и вторая сторона монеты, очень неприятная сторона. За стандартизованной процедурой проведения и кратковременностью выполнения тестовых заданий скрывался элемент случайности. Отсутствие творчества в заданиях такого типа тоже сыграло свою роль, заведя систему образования стран, проповедующих «Тест», в тупик. Выход из него был найден. Им стал отказ от тестирования как единственной формы проверки знаний (и не шутка ли - в своё время выпускники многих американских школ не умели читать или писать!).
В любом случае, полемика вокруг этой темы на Западе была всегда, и всегда находились как сторонники, так и противники данного подхода. Будет интересно ознакомиться со стандартами в этой области. Давайте же ближе взглянем на теорию теста.
Тесты можно разделить на две категории — адаптивные и традиционные. При адаптированном тестировании кандидату даётся вопрос, правильность ответа на который определяет уровень сложности следующего задания, и так далее, до тех пор, пока система не соберёт объективные сведения о знаниях испытуемого. Причём ответы на вопросы разного уровня сложности несут за собой, соответственно, разное вознаграждение. Интересный подход, не правда ли? А вот традиционные тесты устроены проще. Есть определённое количество вопросов с известными ответами. Здесь всё ясно как погожий день – ставь галочки напротив нужных вариантов и ты молодец. Нет – тогда уже другой разговор. Существуют различные виды тестов, такие как задания с выбором одного или нескольких правильных ответов; задания с открытым ответом, который необходимо вписать самостоятельно; задания на установление соответствия, в которых варианты из одной колонки ставят в соответствие с вариантами из другой. .
И если бы тестирование продолжало играть второстепенную роль в учёбе школьников! Сейчас, напротив, мы являемся свидетелями апофеоза теста как универсальной модели выпускного экзамена. Да, как вы уже догадались, дорогие читатели, я собираюсь рассказать вам про ЕГЭ.
Единый государственный экзамен как таковой появился в нашей стране в 2001-ом году. Спустя 8 лет эксперимент вышел на новый уровень. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Начиная с нескольких субъектов, ЕГЭ завоевало всю территорию нашей страны. Теперь уже не сдать ЕГЭ значит провалить выпускные экзамены.
Шли ожесточённые дискуссии об адекватности результатов тестов, многие не обошли стороной эту тему и ругали ЕГЭ на чём свет стоит. Результат не заставил себя ждать – с того же 2009 года в аттестат школьника по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ. Кто-то заговорил о трещине, которую дала система. На самом же деле этим шагом сторонники ЕГЭ только укрепили свои позиции. Ведь, если говорить начистоту, под проходным балом для поступления в университет принято понимать именно балы за ЕГЭ, а не среднеарифметический показатель аттестата.
Попробуем разобраться в общем устройстве «выпускного экзамена». ЕГЭ проводится практически по всем предметам программы средней школы. Русский язык, математика, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), физика, химия, биология, география, литература, история, обществознания, информатика, – все эти предметы можно сдать в формате ЕГЭ. Что касается русского языка и математики – эти предметы являются обязательными предметами для сдачи. Весь экзамен разбит на три части: часть А, часть В и часть С. Часть А – стандартный традиционный тест с выбором одного правильного ответа. Часть В – тест с открытым ответом (см. выше). Часть С – творческое задание (небольшое сочинение или развёрнутый ответ), оцениваемое в основной массе предметов самым высоким балом. Балы за все задания суммируются, максимум равен ста балам. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом её пересдавшие), получают аттестат о полном среднем образовании. Таковы сухие факты. Перейдём к прениям сторон.
Конечно, ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся далеко от их родных школ. Нет нужды тратиться на дорогу и портить себе нервы и здоровье, сдавая дополнительные экзамены уже для поступления в вуз. Есть возможность подать документы в несколько заведений.
Да, ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах. Конечно, сразу возникает вопрос: «А оно нам надо, это признание?», - если и так учёные из России пользуются огромным успехом за рубежом. Но не это главный минус. Плохо то, что ЕГЭ – это, в основе своей, тест. Тест, в котором «пальцем в небо» можно ткнуть, не зная правильный ответ. Тест, который не может избавить систему образования от коррупции, а наоборот, умножает её (есть прецеденты сдачи ЕГЭ преподавателями вместо учащихся).
Я уже не говорю о репетиторстве, целью которого теперь будет не наращивание знаний у выпускника, а его натаскивание на нужные вопросы с нужными ответами. И нет смысла говорить об отмене устной части экзамена, которая в некоторых предметах (таких, как иностранный язык) является основной.
В заключение хочу напомнить всем, что мы с вами являемся свидетелями больших перемен в системе образования. Кто-то думал, что ЕГЭ будет последней точкой в этих реформах. Сейчас можно с уверенностью сказать: «Всё только начинается».
Сергей Коновалов
фото с сайта: http://www.gorodkiev.com.ua/index.php?newsid=11633
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!