Начнем с первого вопроса - список вузов представлен следующим образом: Уральский государственный лесотехнический университет, Уральский государственный педагогический университет, Уральский государственный технический университет – УПИ, Уральский государственный университет имени А.М.Горького, Уральский государственный экономический университет, Гуманитарный университет, Уральский филиал Московского Государственного университета сервиса, УМИТ Уральский Международный институт туризма, РГУТиС Российский государственный университет туризма и сервиса, Уральский филиал.
Все эти вузы можно разделить условно на две категории:
Разница в том, что если вы получаете узкое образование, то это исключительно сфера туризма, то есть не должно быть сомнений в выбранной профессии. Второй вариант – это классическое высшее образование с определенной ориентацией. Такая специфика обусловлена программой. В специализированных вузах необходимые предметы преподают с первого курса. В классических – с третьего преимущественно, предварительно – базовые общеобразовательные предметы. Существует разница и в соотношении теории и практики: в специализированном высшем учебном заведении оно (соотношение), ориентировочно, 50/50, в классических – 60/40, соответственно.
Проведенный нами опрос, дал следующие результаты: выбор вуза обусловлен рядом причин - желанием родителей, ориентацией на классический статус вуза, возможностью бесплатного обучения. Вопрос о соотношении теории и практики – мало интересует.
До этого была теория – а теперь перейдем к практике – трудоустройству. Это палка о двух концах: с одной стороны – соискатели, выпускники вузов, с другой – работодатели. Вот об их возможностях и предпочтениях стоит говорить. И главный вопрос – кому необходимо специализированное образование? Соискателям или работодателям?
Начнем уже со сформировавшейся структуры – работодателя. Как оказалось, не так уж и важно ему специализированное образование. В большинстве своем, ему необходимы опыт и личные качества соискателя - коммуникабельность, доброжелательность, стрессоустойчивость, знания географии и языков, умение «показать товар лицом», убедить потребителя, соответственно, количество «изведанных» стран. А вот образование необходимо крупным компаниям. Скорее, тут играет роль статус организации, ее репутация. Но тогда возникает еще один вопрос – кого выберет крупная компания: выпускника со специализированным образованием или человека с опытом, даже если образования туристического у него нет?
Обратимся к выпускникам. Их опыт доказал, что главное желание. Даже если они – выпускники других факультетов.
От них работодатели требовали опыт. Все опрошенные склонялись к выводу, что даже если практика и была в вузе, то только в процессе непосредственной работы они осознавали все нюансы и сложности процесса. Только там непосредственно сталкивались с экстремальными ситуациями, которые их проверяли на прочность. Возможно, это связано и с тем, что все-таки практика – это не всегда вопрос твоего трудоустройства, а на работе ты должен показать себя с лучшей стороны.
Второй параметр – личные качества. Это вопрос решенный – либо ты создан для деятельности, либо нет. Один из опрашиваемых ответил очень лаконично и полноценно: «было бы желание, да, но, как и в любой сфере, чтобы стать действительно профессионалом, одного желания мало, нужен опыт, и внимательность, и грамотность». Стоит резюмировать: если вы уверенны, что обладаете набором необходимых качеств, дерзайте.
И последний параметр – специализированное образование. Знания, необходимые соискателю вакансии менеджера по туризму, сводятся к следующему списку: нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристической деятельности; основы маркетинга и рекламы; география стран мира; иностранный язык (или языки); требования к оформлению заказов; правила оформления туристической документации (договоров, ваучеров, страховых полисов и др.); этика делового общения; технология обработки заказов с использованием компьютеров. А вот теперь посмотрим, что из этих пунктов требует специального образования – конечно, маркетинг и реклама. То есть образовательная база все-таки не помешает. Все остальные параметры – это либо процесс самостоятельного освоения, либо практика, практика и еще раз практика.
Таким образом, из всего вышеописанного, вывод должен напроситься сам собой: желание, эрудиция, знания помогут устроиться в сферу туризма, даже без специализированного образования. Но такое образование может дать основательное подспорье, уверенность в своих силах. И напоследок реальная история, имевшая место быть в Екатеринбурге: два человека создали туристическое агентство, имея образование в иной сфере. Фирма процветает. Сотрудники фирмы, отобранные организаторами, не связаны были со сферой сервиса и туризма.
Колчанова Ксения
Учебные заведения Екатеринбурга
Уральские институты | Уральские университеты |
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!