Безусловно, на сегодняшний день, ни один человек в здравом рассудке не станет отрицать необходимости высшего образования.
В связи с чем, примерно с конца восьмого класса потенциальные абитуриенты и их родители уже начинают терзаться в сомнениях с выбором будущей профессии и, конечно же, учебного заведения, где им предстоит получать знания в соответствии с избранной ими специальностью.
Однако ни те, ни другие не задумываются над тем, каким образом новоиспеченный студент будет постигать премудрости многочисленных наук. Убежденные в том, что только очная форма обучения сможет дать полный объем необходимых знаний, и как следствие – престижную должность в будущем, некоторые абитуриенты год за годом штурмуют вузы в надежде прорваться в ряды «бюджетников» дневного отделения, при этом, даже не рассматривая как вариант вечерний, заочный или дистанционный вид учебы.
Другим, все же, удается «снять шоры», и посмотреть несколько шире на возможности современного образования.
Очная ставка
Неотъемлемой и одной из основных форм обучения в любом вузе, бесспорно, является очная форма обучения. Она, как правило, предполагает обязательное посещение студентом ежедневных аудиторных занятий, будь то – лекции, семинары или лабораторные работы. Обучение проводится в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой.
Плюсы: Основным плюсом данного обучения является максимальный объем учебного материала, который получают на занятиях студенты. Кроме того, у «очников» есть возможность посещения библиотек, конференций, а также участия во всевозможных конкурсах, благодаря чему они лучше усваивают материал, и, тем самым, повышают уровень своих знаний. Стоит также отметить, что учащимся очного отделения предоставляются льготы на проезд в общественном транспорте, скидки на посещение боулинга, аквапарка, всевозможных выставок и прочих культурных мероприятий.
Минусы: Увы, но получение заветной «корочки» дипломированного специалиста вовсе не является залогом успеха. Многие выпускники вузов, обогащенные фундаментальными теоретическими знаниями, совершенно не способны применить их на практике, и пролистывая списки вакансий в поисках желаемой должности, в каждом объявлении они натыкаются на камень преткновения в виде пункта – «опыт работы обязателен». Марина Горкина – специалист по связям с общественностью с многолетним стажем, в своей книге «Пять шагов от менеджера до PR-директора», следующим образом описала ситуацию в рекламной сфере: «Вы хотите дипломированного специалиста? Да, вы его найдете на рынке труда. Но это будет теоретик, он даже не сможет написать вам толковый пресс-релиз, так как в процессе обучения у него просто не было времени и возможности освоить это умение. Знаю по себе – на газетном отделении писать статьи меня не научили. Научила жизнь, работа на радио, но уже потом».
Пять вечеров
Вечернее, или очно-заочное, обучение предусмотрено для тех студентов, которые стремятся получить высшее образование без отрыва от производства. Такой вид обучения позволяет учащимся совмещать работу с учебой: ежедневно после окончания трудового дня, в вечернее время, студенты очно-заочного отделения осваивают на занятиях, положенный им, учебный материал.
Плюсы: Возможность параллельно работать и учиться, несомненно идет на руку выпускникам вечерних отделений. Приобретенный опыт работы выгодно отличает их от «не нюхавших пороху» «очников», поскольку предыдущий трудовой стаж значительно облегчает трудоустройство на желаемое место работы и ускоряет карьерный рост.
Минусы: Очно-заочное обучение может подойти далеко не каждому, поскольку трудиться и получать знания одновременно – не самое легкое занятие, свободного времени практически не остается, плюс ко всему, накопившаяся усталость периодически будет давать о себе знать. Также, для многих молодых людей только что окончивших школу, такая форма обучения вряд ли будет приемлемой, поскольку отсрочки от армии вечерняя, заочная и уж тем более дистанционная формы, не дают.
«Соловей окончил консерваторию очно, воробей – заочно»
Данная пословица ярко характеризует предубеждение о низкосортности заочного обучения, которое по сей день, остается в умах многих людей. Быть может в подобном взгляде и есть своя доля правды, но для начала все же стоит разобраться во всех нюансах данного вида учебы.
В основе заочного обучения лежит принцип самообразования. Львиную долю учебного объема студенты-заочники осваивают самостоятельно – в любое удобное для себя время.
Изначально заочное обучение вводилось только для тех студентов, которые не имели возможности регулярно посещать занятия по какой-либо уважительной причине.
В настоящее время на заочном отделении учится совершенно «разношерстный» контингент: здесь можно встретить, как 17-летнего подростка, только окончившего школу, так и солидного дядьку, которому уже порядком за 40. Но, при этом учебный план для всех един: общие сроки сдачи контрольных и курсовых работ, и явка на сессии два раза в год (зачастую зимой и летом).
У каждого вуза своя система образования, но, как правило, во время первой (установочной) сессии происходит получение должных знаний и необходимой литературы, а во вторую (зачетно-экзаменационную) производится проверка усвоенного материала у студентов.
Плюсы: Очевидным плюсом заочной (как и вечерней) формы обучения является возможность совмещать работу с учебой, незамедлительно реализовывая получаемые теоретические знания на практике. Наталья Мекеко, завкафедрой иностранных языков и культуры речи Академии Экономической Безопасности МВД, в одном из интервью прокомментировала качество образования без отрыва от работы, таким образом: «Учебные планы одинаковые. Да, основной упор у студентов-заочников сделан на самостоятельную работу, но 10 процентов времени – это занятия с педагогом. Я преподаю много лет и вижу, что слушатели заочных отделений подготовлены гораздо лучше, чем, к примеру, платники. А мотивированы значительно больше, чем учащиеся дневных отделений». Также, нужно отметить, что многие студенты выбирают заочный вид учебы, по причине более низкой стоимости обучения, по сравнению с очной формой.
Минусы: Студенту, не обладающему должной силой воли для самостоятельных занятий, при этом не имеющему неусыпного контроля в виде строгого преподавателя, вряд ли заочное обучение придется по плечу. К тому же, возникающие вопросы и неясные моменты, приходится откладывать до ближайшей сессии, во время которой накапливается и без того немалая куча забот о предстоящих экзаменах.
Держи дистанцию!
Дистанционное обучение во многом схоже с заочным. Обе эти формы, получения знаний, не требуют постоянного пребывания студента в стенах институтских аудиторий. Студент, избравший дистанционную форму обучения, самостоятельно изучает учебную программу, получая обучающие материалы посредством различных методов донесения информации (почта, телевидение, радио, Интернет-технологии). Но при этом, дистанционное обучение все же предполагает очные занятия с преподавателем, которые проходят по вечерам или выходным. Такие занятия не обязательны для посещения, однако лишними для студентов точно не будут!
Плюсы: Если вы определились со сферой деятельности, в которой вам хочется строить свою карьеру, то дистанционное обучение будет для вас реальной экономией времени: вместо получения неопределенных теоретических знаний, часть из которых так и останется невостребованной, вы сможете работать в свое удовольствие, получая неоценимые практические навыки, и заниматься учебой в свободные часы.
Минусы: Отсутствие студенческой жизни, а также сведенное к жесткому минимуму личное общение преподавателей и учащихся. Кроме того, дистанционное обучение не может похвастаться обширностью предлагаемых специальностей – большинство из них связаны с компьютерными технологиями или коммерцией.
Какую бы форму обучения вы не избрали, помните: стать хорошим специалистом в своей области может любой студент, независимо от того очник это или заочник, главное – огромное желание и колоссальное трудолюбие! Не забывайте о том, что ничему нельзя научить, а вот научиться, как раз таки – можно!
Мария Сысоева
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!