Вопрос о выборе профессии возникает в жизни каждого человека. Уже в детском саду дети начинают задумываться о том, кем они хотят стать, зачастую под влиянием родителей или других взрослых. Есть и такие, кто с самого детства уверены в своём выборе и твёрдо знают, кем хотят быть в будущем. Однако таких мало, и не факт, что их ранние предпочтения окажутся верными.
Часто бывает так, что если ребёнок уже в начальной школе заявляет о своём будущем, и его мнение остаётся неизменным на протяжении времени, это может говорить о том, что его выбор был в значительной степени сформирован родителями или другими взрослыми, которые оказывают на него значительное влияние. Хотя это и не всегда плохо, но такой подход не гарантирует, что профессиональное самоопределение в будущем будет успешным и удовлетворяющим.
Чтобы правильно выбрать профессию, важно хорошо понимать свои личные качества, особенности характера и интересы. Конечно, младшим школьникам это удается гораздо сложнее, чем старшеклассникам. Однако, даже среди выпускников школ многие всё ещё слабо осознают свои сильные стороны и не имеют ясного представления о различных профессиях и реалиях рынка труда.
Отсюда вытекает главный принцип успешного выбора профессии: стремитесь как можно лучше узнать себя. Независимо от возраста, человек продолжает развиваться, приобретает новый опыт и открывает для себя то, что раньше было неизвестно. Это значит, что всегда есть возможность для новых самооткрытий и саморазвития.
Особенно важно школьникам учиться понимать себя и адекватно оценивать свои способности. Ребёнок, который осознаёт свои черты характера и может предсказать свои реакции на разные ситуации, лучше адаптируется в школе и новом коллективе, меньше тревожится и менее подвержен нерациональным страхам.
Ключевой навык, который пригодится для успешного выбора профессии (и не только) в будущем — умение самостоятельно принимать решения, отличать возможное от недостижимого в данный момент и т.д. Когда ребёнку предоставляется возможность согласиться или не согласиться с мнением взрослого относительно своих черт характера, он не только лучше начинает понимать себя, но и учится осознанно делать выбор, принимая или отвергая предложенные взгляды. На начальных этапах не стоит требовать от ребёнка подробных объяснений, если он с чем-то не согласен, так как это может вызвать у него желание завершить разговор. Со временем ребёнок сам начнёт более охотно выражать и аргументировать свою точку зрения, но сначала важно, чтобы он почувствовал, что у него действительно есть выбор.
Этот принцип касается не только обсуждения личных особенностей, но и выбора кружков и дополнительного образования. Часто взрослые сами составляют расписание и план занятий, лишь формально учитывая мнение ребёнка. Дети это чувствуют и, понимая, что от них мало что зависит, привыкают полагаться на решения взрослых. В дальнейшем родителям может потребоваться выбрать за ребёнка профессию, вуз, а иногда даже место работы. С одной стороны, это не выглядит катастрофой — у ребёнка есть образование, он трудоустроен и получает зарплату. Но с другой стороны, можно ли говорить о настоящей самореализации, если решения за него приняли другие? Будет ли такой человек действительно счастлив, и что произойдёт, когда он поймёт, что хотел совсем другого, но время упущено?
Уже на этапе выбора увлечений и внешкольных занятий важно вовлекать ребёнка в процесс планирования и распределения его времени. Конечно, для того чтобы иметь возможность выбирать в будущем, полезно попробовать как можно больше занятий и остановиться на тех, которые действительно по душе. Если у ребёнка много увлечений, ему нужно составить расписание, выбрать приоритетные занятия. Если же ребёнок не проявляет интереса ни к чему, а вы хотите, чтобы он всё же занимался чем-то вне школы, договоритесь о том, сколько времени и в какие дни он посвятит занятиям, но дайте ему свободу выбрать, чем именно он займётся. Пусть учится принимать решения.
Процесс выбора, в том числе и профессионального пути, связан с ответственностью за свои действия. Каждый раз, принимая решение, мы учимся нести ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Психологические исследования показывают, что наиболее счастливыми и удовлетворёнными жизнью оказываются те люди, которые осознают свою способность влиять на происходящее и понимают, что могут изменить в каждой конкретной ситуации.
Приучая своих детей и самих себя к осознанному принятию решений в любой момент жизни, мы создаём основу для счастливой и успешной профессиональной самореализации.
Человек, который хорошо понимает свои желания, особенности и потребности, и умеет принимать осознанные решения, с большей вероятностью будет удовлетворён своей профессией и жизнью в целом. Даже если в какой-то момент ему придётся сменить направление профессионального пути, он сможет справиться с этой ситуацией, повторно выбрав новое направление.
Навык осознанного выбора не исчезает со временем, а лишь развивается.
Профессия — это не просто работа, это часть образа жизни. То, насколько правильно человек выберет свою профессию, напрямую влияет на его благополучие и степень удовлетворённости жизнью.
Текст: https://timestudent.ru/ Фото: нейросеть
Читать другие статьи:
Консультация профориентолога: какие вопросы задать специалисту?
Когда и как можно поменять профессию?
Какие ошибки допускают дети при выборе профессии или специальности?
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!