Главная > Статьи > Советы > Готовимся к ЕГЭ: как написать сочинение на ЕГЭ по истории

Готовимся к ЕГЭ: как написать сочинение на ЕГЭ по истории

07 мая 2019
Категория: Советы

В сочинении в ЕГЭ по русскому языку оценивают вашу грамотность и умение видеть проблему в тексте. В эссе по обществознанию просят раскрыть смысл цитаты и объяснить обществоведческие понятия. Что же необходимо написать в историческом сочинении на ЕГЭ?

Историческое сочинение об одном из периодов истории России просят написать в задании №25. В со­чи­не­нии необходимо ука­зать не менее двух со­бы­тий или явлений, которые относятся к  дан­но­му пе­ри­о­ду истории, назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми. Помимо этого от выпускника требуется охарактеризовать роль этих личностей в событиях этого периода. И указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Всего за это можно получить 11 баллов. Но если вы неправильно указали одно или оба исторических события данного периода, за всю работу ставят 0 баллов.

Написать сочинение вас попросят по одному из трёх периодов:  история Древней Руси и Средние Века, Новая история (с 17 по 20 века), Новейшая история (20 век). Поэтому необязательно готовиться по всем векам, достаточно хорошо выучить один. При подготовке обратите внимание не только на исторические события и личности, но и на термины и понятия, характерные для этого периода, также выучите причины и предпосылки возникновения каждого исторического события, а не только итоги.

Вступительная часть

Для вступления можно воспользоваться шаблоном.

  1. Период (даты) относится к правлению/ царствованию ...
  2. (Дата) – это период правления такого-то царя/ императора/ вождя…
  3. Это время является эпохой…
  4. Во время правления (Имя правителя) произошло много событий (большое количество преобразований) …
  5. Для данного временного периода свойственно…
  6. Назовём наиболее значимые события.

Пример: 1725—1762.

Период с 1725 по 1762 года в ис­то­рии Рос­сии называют пе­ри­од двор­цо­вых переворотов. В это время пра­ви­ли императоры: Ека­те­ри­на I (1725—1727), Пётр II (1727—1730), Анна Иоан­нов­на (1730—1740), Иван VI (1740—1741), Ели­за­ве­та Пет­ров­на (1741—1761), Пётр III (1761—1762).

В пе­ри­од двор­цо­вых пе­ре­во­ро­тов про­ис­хо­ди­ла смена мо­нар­хов не по завещанию, как это было по­ло­же­но по «Уставу о престолонаследии» Петра 1 (1722), а в ре­зуль­та­те переворотов, боль­шое зна­че­ние в ко­то­рых иг­ра­ла гвар­дия и придворные, ставя на пре­стол сво­е­го пред­ста­ви­те­ля ди­на­стии Ро­ма­но­вых. По сути дела, двор­цо­вый переворот — это за­хват вла­сти враж­ду­ю­щи­ми группировками, каж­дая из ко­то­рых хо­те­ла по­ста­вить на пре­стол сво­е­го пред­ста­ви­те­ля дома Романовых.

 

Основная часть

Здесь выпускник начинает конкретно описывать события, называть имена исторических личностей и их роль в этих событиях. Обратите внимание, что указать роль личности, значит назвать её конкретные действия, а не абстрактные.

Пример: 1725—1762

Неправильно: Екатерина I была императрицей.

Правильно: Ека­те­ри­на I за­пре­ти­ла кре­стья­нам сво­бод­но ухо­дить на промыслы в 1726 году.

Одним из самых сложных критериев для экзаменуемых – назвать причинно-следственные связи между историческими событиями. Если простыми словами, то в этой части нужно указать, почему одно событие породило другое.

Пример: 1725—1762

Ека­те­ри­на I: за­пре­ти­ла кре­стья­нам сво­бод­но ухо­дить на промыслы, 1726. Анна Иоанновна: по «Указу о вечно отданных» 1736 — семьи кре­стьян на­веч­но при­креп­ля­лись к за­во­дам и мануфактурам, ста­но­ви­лись их собственностью. Ели­за­ве­та Петровна: раз­ре­ши­ла по­ме­щи­кам без суда и след­ствия ссы­лать не­угод­ных кре­стьян в Си­бирь (Указ 1760).

Таким образом, кре­пост­ное право в XVIII веке развивалось. От­ве­том стала одна из самых страш­ных по кро­во­про­ли­тию и огром­ных по мас­шта­бу кре­стьян­ских войн под пред­во­ди­тель­ством Пугачёва Е. Же­сто­ко рас­пра­ви­лись с вос­ста­ни­ем цар­ские вой­ска под ко­ман­до­ва­ни­ем Па­ни­на П. И. и Потёмкина Г. А. Пугачёвщина — ответ на же­сто­кое и бес­прав­ное по­ло­же­ние крестьян.

Следствием со­бы­тий стало даль­ней­шее за­кре­по­ще­ние кре­стьян, в связи с их усиливающейся зависимостью от помещиков, а по­ме­щи­ки по­лу­ча­ли при­ви­ле­ги­ро­ван­ное право рас­по­ря­жать­ся крестьянами, покупать, ис­поль­зо­вать в своих целях. Два про­цес­са шли в дан­ный пе­ри­од параллельно: уси­ле­ние кре­пост­ни­че­ства и по­вы­ше­ние роли дво­рян­ства в обществе, уве­ли­че­ние их привилегий.

Ещё один сложный критерий – оценить влияние данного периода на дальнейшую историю страны, опираясь на факты и мнения историков (фраза «по мнению историков» без конкретных имён срабатывает редко).

Избегайте фактических ошибок, если в чём-то не уверены, не пишите. За это можно получить 2 балла, при одной фактической ошибке – 1 балл. Но всё это при условии, что за первые четыре критерия набрано минимум 4 балла.

На орфографические и пунктуационные ошибки внимания особо не обращают, если это не меняет смысл высказывания (метрополия – митрополия), однако такие ошибки лучше всё равно не делать, чтобы не портить впечатление. Обязательно смотрят на логические связки, поэтому не перескакивайте резко с мысли на мысль и обратно. Перед написанием сочинения составьте план на черновике.

Пример:

Дворцовые пе­ре­во­ро­ты — про­ти­во­ре­чи­вый пе­ри­од в ис­то­рии России. Есть в нём яркие страницы: по­вы­ше­ние меж­ду­на­род­но­го авторитета, выход к Чёрному морю, при­со­еди­не­ние Крыма, со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы управления, реформирование, раз­ви­тие куль­ту­ры и мно­гое другое. Но есть и тра­ги­че­ские страницы. И свя­за­ны они, пре­жде всего, с бес­прав­ным по­ло­же­ни­ем про­сто­го народа, уси­ле­ни­ем гнёта, а также с за­си­льем ино­стран­цев и тем, что много в этот пе­ри­од было рас­хи­ще­но из казны мно­го­чис­лен­ны­ми фа­во­ри­та­ми императриц, по­тра­че­но на балы, уве­се­ле­ния и раз­вле­че­ния.

Русские и со­вет­ские ис­то­ри­ки (Соловьёв С. М., Эй­дель­ман Н. Я, Пла­то­нов С. В.) на­зы­ва­ли этот пе­ри­од зна­чи­тель­ным шагом назад в раз­ви­тии государственности. Пра­ви­те­ли дан­ной эпохи ни­чтож­ны по срав­не­нию с царём-реформатором Пет­ром I . Так «бироновщину» — пе­ри­од прав­ле­ния Анны Иоанновны, — они на­зы­ва­ли особо сви­ре­пым режимом, ко­то­рый можно срав­нить в пе­ри­одом прав­ле­ния Ивана Грозного, а также отмечали, что это по­те­рян­ное время для ис­то­рии России.


Готовимся к ЕГЭ: что изменилось в ЕГЭ по истории и обществознанию в 2019

Готовимся к ЕГЭ: что изменилось в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году

Правила поступления в колледж: список документов и сроки их подачи 2019

Простая инструкция: как поступить в вуз после колледжа

Правила поступления в вуз: список документов и сроки их подачи 2019

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск

Сообщение отправлено успешно!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время!