Эссе – самое последнее задание в ЕГЭ по обществознанию, №29. Выпускнику предлагается выбрать одно из предложенных высказываний и написать на его основе сочинение. Согласно критериям ФИПИ экзаменуемый в первую очередь должен сформулировать идею (не путайте с проблемой) выражения и затем раскрыть его, применив теоретические понятия. Также надо подтвердить свою мысль двумя аргументами из двух разных источников, например, из истории, литературы либо исходя из личного опыта.
Всего за эссе можно получить 6 баллов, однако если вы неправильно сформулируете идею высказывания, за задание автоматически получите 0.
Что можно писать?
Первые два-три предложения вашего эссе будут содержать идею высказывания, а также её смысл.
Пример:
Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
В своём высказывании автор говорит о налогах и об их роли в жизни общества, смысл заключается в том, что налоги, которые население выплачивает ежемесячно, влияют на уровень благосостояния людей. Средства, полученные от налогов, направляют на социальную помощь, на защиту государства, хозяйственные нужды и т.д.
Что нельзя писать?
Требования к эссе изменились. Теперь не надо писать об актуальности высказывания, поскольку их наличие в КИМах уже говорит об этом.
Не стоит делать слишком длинное вступление. И не пишите о биографии автора – это неважно и никаких плюсов вам за это не дадут. Даже упоминать о деятельности автора («Это цитата великого русского писателя…») необязательно.
Здесь выпускник должен продемонстрировать свои обществоведческие знания, приведя не меньше трёх понятий, которые относятся к высказыванию. Нужно не только перечислить их, но и дать им определение. После этого расскажите об определениях побольше, как они связаны друг с другом. Опишите признаки или их функции в зависимости от смысла цитаты.
Пример:
Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
Возможные понятия для использования: налог, бюджет, общество/государство/гражданин. Поскольку цитата связана с отраслью экономики, давать определение понятиям «общество» или «государство» не надо.
За рассуждения в эссе можно заработать 1 балл. И чаще всего с ними у многих возникают проблемы.
Не думайте, что если от вас требуют рассуждения, то надо сразу писать три страницы. Достаточно одного абзаца.
Для тех, кому сложно выстроить рассуждения, советуют использовать принцип «Если да – если нет» - что случится, если цитата будет работать/если не будет работать, то есть если будет в жизни будет так же/не так же, как в цитате.
Пример:
Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
Если граждане не будут платить налоги, государственный бюджет сократиться. У государства не будет средств, которые можно выделить на строительство дорог, больниц, на увеличение пенсий и т.д. В этом случае в стране будет расти недовольство и экономический кризис.
Если граждане платят налоги, государственный бюджет пополняется. У государства будут средства, которые можно выделить на строительство дорог, больниц, на увеличение пенсий и т.д. Таким образом государство сможет обеспечивать населению достойный уровень жизни.
Как мы уже сказали, выпускник должен привести минимум два примера из разных источников. Если у вас есть время, лучше перестрахуйтесь и напишите не два, а три-четыре примера. На тот случай, если какой-то из них проверяющий не зачтёт. Источником может быть что угодно, даже сериал, который вы посмотрели накануне. Главное, чтобы пример подтверждал вашу мысль.
В случае, когда вы не можете вспомнить ни одного примера, просто придумайте их. Например, один вы услышали от бабушки. Второй – увидели в программе «Пусть говорят» (программа идет так долго, что узнать, был ли там на самом деле ваш пример, невозможно).
Пример:
Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
В Финляндии население платит довольно большие налоги. Он составляет до 36% для частных лиц и до 30% для юридических лиц. А уровень жизни населения один из самых высоких в мире с низкой преступностью и большими социальными выплатами.
Княгиня Ольга уже в 10 веке ввела налоги для населения – полюдье. Целью данной реформы было пополнение государственной казны, дальнейшее перераспределение данных средств и повышение уровня благосостояния Киевского княжества.
Будет хорошо, если добавите источник. Например, «на уроках истории учитель рассказывал, что Княгиня Ольга…».
Заключительная часть пишется сразу после примеров и может уместиться в одно предложение. Достаточно кратко подвести итог к вышесказанному, можно применять клише.
Пример:
Экономика: «Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)
Таким образом, для нормального функционирования страны и обеспечения достойного уровня жизни народа, каждый гражданин должен в полном объеме уплачивать налоги.
Готовимся к ЕГЭ: что изменилось в ЕГЭ по истории и обществознанию в 2019
Готовимся к ЕГЭ: что изменилось в ЕГЭ по русскому языку в 2019 году
Правила поступления в колледж: список документов и сроки их подачи 2019
Простая инструкция: как поступить в вуз после колледжа
Правила поступления в вуз: список документов и сроки их подачи 2019
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!