Как, кого и когда необходимо приучать к мудрости? Чем понимание отличается от знания? Где эта грань: между свободой слова и безответственностью в медиа пространстве? Эти и многие другие вопросы волнуют «нового» человека. Многие скажут, что мудрость – это высшее, чего может достигнуть человек, но каждый под этим словом будет понимать что-то своё. Я же говорю о мудрости как об осторожности суждений, умении опираться на исторический опыт, собственную интуицию и отвращение к самообману.
Известный российский педагог Б. М. Бим-Бад высказывал идеи о введении в школьную программу отдельного урока, посвящённого «обучению мудрости». Школьники научились бы формулировать, а главное обосновывать свою позицию. Похожую идею высказал студент Пермского Педагогического Университета на конференции с министром культуры по Пермскому краю, проведённой на конкурсе «Взлётная полоса», организованном автономной некоммерческой организацией «Юнпресс-Пермь». Юноша пишет диссертацию о медиа-грамотности: досконально изучив вопрос, он сделал вывод, что предмет, на котором изучалась бы грамотность в медийном пространстве, необходим.
Итак, главными критериями мудрого человека являются умение нести ответственность за «выпущенного воробья», поставить под сомнение всё, а в первую очередь своё собственное мнение: «Соответствует ли оно действительности, способен ли я его обосновать? Не слишком ли я самонадеян?
Идея введения нового школьного предмета, на мой взгляд, гениальна. Это действительно необходимо. Обратимся к самому богатому, перспективному и одновременно самому неконтролируемому и наполненному ложью информационному полю – сети Интернет.
Откроем любую социальную сеть, а в ней первую попавшуюся «группу» - сообщество, предоставляющее тематическую информацию и пространство для её обсуждения. Голова кипит от обилия недостоверных фактов, необоснованных мнений, от приведения в качестве аргументов паранаучных, абсолютно неавторитетных исследований, от множества шаблонных высказываний, «навешивания ярлыков», от разнообразия стереотипов и обобщений, «засоряющих» сознание человека. Глядя на всё это, понимаешь, что проблема глобальна. «Напичканный» «вбросами» человек становится ограниченным, неспособным на интеллектуальную деятельность.
Когда ты начинающий журналист, вопросы свободы выражения своего мнения и определённых границ при работе над медийным продуктом становятся пищей для бесконечных размышлений. Сюда «наслаиваются» проблемы вдохновения, и поиска информационного повода… Думаю, можно сформулировать некоторые правила если не для профессионального журналиста, то для начинающего точно.
1. Учитывай великое многообразие мнений, выходя в информационное пространство.
2. Медиа пространство самое благодатное для вербования молодёжи в личных целях. Не поддавайся пропагандам, умей их обнаруживать.
3. Никогда не впадай в крайности, неудь категоричен, мысли широко.
4. Устраивай «проверку на прочность» своему мнению (например: вступай в дискуссии в социальных сетях, ищи опровержения своим доводам), веди себя достойно, если твоё убеждение оказалось несостоятельным (Узнавать, что ты ошибался, - это прекрасно! Это нас освобождает!)
5. Придирайся к готовому продукту, ищи несоответствия: если ты противоречишь самому себе, то теряешь свою убедительность
6. Ответственно подходи к изложению фактов, ведь именно они выводят материал на новый уровень
7. Не лги себе и читателю.
Автор текста: Фасхутдинова Елизавета
Фото: Rb7.ru, kuznecov-vl.narod.ru, tommcifle.com, dev.tomyfuture.ru, r24.fssprus.ru
Учимся уживаться с людьми и не только
Как создавать успешное кино? Правила питчинга от Алексея Петрухина
Как вести студенту бюджет?
20 лайфхаков для студентов и школьников в картинках
Саморазвитие личности, или чем заняться в свободное время
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!