Но многие люди с инвалидностью даже не догадываются, что учёба в университете достижимая для них задача. Для этого «УралСтудент» пообщался с людьми, которые, несмотря на физические недуги, либо учатся в вузе, либо закончили его.
Представленные здесь советы это не просто теория, но истории настоящих людей. И правдоподобные примеры того, что можно получать образование, имея проблемы с ходьбой и даже будучи незрячим.
Марию Привалову жизнь решила испытать разновидностью ДЦП, при котором сложно ходить. При этом, она окончила в 2005-ом году Уральский Федеральный Университет (тогда ещё УрГУ) и ещё 7 лет там же работала преподавателем на кафедре Германской филологии.
- Я согласилась на данное интервью,- начинает Мария, - чтобы родители объективно подходили к вопросу обучения детей с особенностями здоровья в вузе. Важно, чтобы родители не думали, что процесс обучения будет простой, но и заражать детей собственными страхами не следует. Во-первых: «Если у ребенка сохранен интеллект, то его надо развивать, – считает Мария. - А если к нему прилагаются упорство и стремление - то все проблемы решаемы».
Во-вторых, Мария советует посмотреть, насколько успешно ребёнок учился в школе. «Вот там - суровые условия, - вспоминает Мария. - Там тебе и детская жестокость и показывание пальцам, и зависть, и подставы... и 8 задач за 40 минут, когда у тебя пальцы сводит. А по сравнению со школой вуз - это счастье».
Речь идёт не только об общеобразовательном учреждении, но и инклюзивном. Именно в последнем училась Ольга Исакова, вторая героиня нашей памятки. У неё тоже сложности в ходьбе из-за ДЦП. Она не прошла через «Ад» общей школы, но в вузе (тоже, кстати, УрФУ) освоилась быстро.
- Освоилась в течение недель двух, - начинает Ольга. - Потом моя мама, которая меня в универе сопровождала первое время (чисто для переходов из кабинета в кабинет), вышла на работу, и я уже сама везде переходила. А потом больше узнала одногруппников, и они стали сами помощь предлагать.
Однако, в-третьих, несмотря на её самостоятельность и Ольги, Мария Привалова утверждает, что родители абитуриента должны быть готовы помочь ему в адаптации: довести до кабинета, выбрать удобное ему место, донести учебники из библиотеки, взять одежду заранее в раздевалке, чтобы не толкали и прочее.
В-четвёртых, важна техническая подготовка: «Нужно обеспечить оборудованием, облегающим обучение, - продолжает Мария. - Например, диктофон может быть очень полезен, если ребенок медленно пишет. Для слабовидящих есть компьютеры с "озвучкой" набираемого текста; сканер может решить проблему тяжелых сумок - необходимый материал можно отсканировать и загрузить в планшет или телефон».
Наконец, как выделяет Мария: «Нужно объективно оценить возможности поступающего. Будет не менее 4-х пар в день и обширное домашнее задание. Важно обратить внимание на способности - подобрать специальность, которая нравится и которую физически ребенок может освоить. Только занимаясь любимым делом, можно выдержать все нагрузки. Ну, например, я могу очень любить танцевать, но не пойду учиться на балерину, логично?».
В общем, важно, чтобы была готовность и настоящее желание учиться: ведь сложностей: от транспортировки и передвижения, до коммуникации будет много.
А первым в этом параде препятствий идёт перемещение. «Институт не приспособлен для колясочника: лестницы, вертушка на входе, нет удобного туалета», - говорит третья героиня нашего “сюжета” Мария Гугучкина про Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Впрочем, такая неприспособленность свойственна и нашему округу. УрфУ, к сожалению, пока имеет схожие проблемы: большие, частые лестничные пролёты, корпусы расположенные поодаль друг от друга. И дверь…
«Входная дверь несомненно докажет, что путь к знаниям тяжел, - вспоминает годы обучения в УрФУ Мария Привалова. - Но я ее, честно, нежно люблю».
Но до этой тяжеловесной двери ещё нужно добраться. И для человека с физическими ограничениями - это отдельный «квест». «Добираться до вуза, особенно зимой, было сложно, - вспоминает Мария Привалова про УрФУ. - Во-первых, тогда не было метро. Но даже сейчас не всегда уступают место, что в подземном, что в наземном транспорте, а дороги у нас ни в сказке сказать. Благо, мне не пришлось решать вопрос с жильем, у нас в Екатеринбурге свои апартаменты».
Тут в беседу вступает четвертый герой материала - Владимир Васкевич. Он - студент УрФУ факультета «Бизнеса и информатика», департамента «Высшей школы экономики и менеджмента». Владимир незрячий, но ежедневно преодолевает долгий путь в вуз: от Проспекта Космонавтов с двумя пересадками (троллейбус, метро, автобус). При этом, в каком-то смысле Владимиру повезло: в беседе он отметил, что только 90 процентов незрячих не могут ориентироваться в городе.
Более комфортабельный вариант предлагает упомянутая Ольга Исаева, обучающаяся на магистратуре УрФУ: «С проездом до университета и перемещением внутри него существенных проблем нет, меня довозят на машине либо на такси». Машина может быть как родительская, так и одногруппников, а такси - социальным. Т.е. выход есть.
Но худо-бедно, как Бильбо Бэггинс, туда и обратно добраться можно. Главное иметь жильё в городе, где вы собираетесь обучаться, деньги на такси (как вариант, социальное) или знакомых с авто. Однако нужно как-то ориентироваться во время пар.
«С 4-5 сентября хожу сам до универа. А спустя 4-5 месяцев освоился в универе, - делится воспоминаниями Владимир Васкевич, - особенно в освоении помогли квесты, стандартные студенческие игры на 1-ом курсе». «Изначально ходить помогала группа, - продолжает Владимир, - но теперь ориентируюсь сам. Но если надо, студенты помогают – без разницы твоя группа или нет. На первом курсе одногруппники вообще не отпускали одного», - отмечает Владимир.
Не гнушаться просить помощь в перемещении внутри корпуса у студентов рекомендует и Мария Привалова: «Здание УрФУ в принципе не проектировалось, как учебное заведение, поэтому каких-то специальных перил и пандусов, чтобы подняться на крыльцо, нет. Я придерживалась за стену при необходимости».
Если необходимо будет перемещаться в течение дня, то помогут одногруппники. «Я справлялась, – продолжет Мария Привалова. - А когда уже у меня учились ребята с более тяжелыми формами (ДЦП - прим автора), им всегда сами помогали студенты».
Подмеченное Марией подтверждает Ольга Исакова, с похожей болезнью: «Если необходима помощь при передвижении внутри университета, всегда могу рассчитывать на однокурсников (легко хожу за руку)».
То есть и проблема ориентирования и перемещения по длинным пролётам решаема. Только система образования подготовила ультимативное испытание.
«Специфика УрФУ в том, что учебные корпуса расположены в разных концах города, - рассказывает о проблеме незрячая учащаяся кафедры клинической психологии УрФУ Анастасия Мильчакова. - Нередко требуется в день совершать 1-2 переезда из корпуса в корпус. Расписание составляют неудобное: может стоять 1 пара в другом корпусе посреди дня. Получается, дорога до места учёбы занимает больше времени, чем продолжительность занятия».
«Я самостоятельно по городу не хожу - приходится ездить с одногруппницами или на такси», - делится решением Анастасия Мильчакова.
Но есть иной вариант, его нам подсказала Ольга Исакова: «Я в индивидуальном порядке договорилась с преподавателем, что вместо посещения лекций напишу в течение семестра два реферата. На этом вопрос был исчерпан. Также у меня, естественно, было освобождение от физкультуры, а вместо занятий я также писала рефераты».
Наконец, учиться могут даже люди, прикованные к коляскам. «Мы с родителями получили официальное разрешение в деканате факультета не посещать занятия, - рассказывает, о своём решении проблемы Мария Гугучкина - аспирант Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета - учиться удаленно, оставаясь при этом на очном отделении, но приезжать на экзамены».
В это время шефство над Марией Гугучкиной взял один профессор университета. Он позволил ей сдавать все экзамены и зачёты в его лаборатории. Туда же он уговорил спускаться остальных педагогов.
Далее оставалось лишь вовремя являться на экзамены: «Но все равно были проблемы с попаданием в институт, – продолжает Мария, - я звонила охранникам, они мне открывали боковую дверь, где все равно было несколько ступеней до лифта. Поэтому приходилось просить мимо проходящих мужчин помощь занести меня на коляске до лифта. До лаборатории тоже были ступеньки от лифта, и вновь приходилось просить студентов помочь».
Как вы видите, перемещение - решаемая проблема для людей с разной инвалидностью. Но есть другие, не менее пугающие на первый взгляд сложности.
Это, конечно, принятие в группе. Кошмар для любого первокурсника, не говоря о тех, что сильно выделяются из толпы здоровьем.
В этом плане герои материала нас обнадёжили. «В целом преподаватели и однокурсники даже не обращали внимания на то, что я как-то не так хожу, - вспоминает Ольга Исакова, - к тому же, на филфаке УрФУ и раньше учились люди с подобными заболеваниями».
Её поддерживает Анастасия Мильчакова: «Мне с ребятами общий язык удалось найти легко. Отнеслись ко мне доброжелательно, общие интересы нашлись».
С ними оказался немного не согласен Владимир Васкевич: «К инвалидам относятся со страхом», - поделился он своим мнением по сотовому телефону.
Некую точку в данном споре ставит Мария Привалова: «Не бойтесь, что на вас будут как-то косо смотреть! Ведь такие люди, как вы, очень сильные личности, талантливые. И это не может не привлечь! Если только сами вы сами не закроетесь от общения».
С ней соглашается Ольга Исакова, тоже из УрФУ: «Другим могу посоветовать, прежде всего, не бояться ничего. В жизни нам приходится сталкиваться с разными людьми, разными реакциями на себя, и все это очень ценно, ведь это опыт. Вообще, в университете главное не то, как вы ходите, а ваше умение мыслить, дисциплина, доброжелательность. Будьте дружелюбно настроены к людям, и они будут дружелюбно настроены к вам». Не стоит особенно бояться и некомфортных, глупых ситуаций с сокурсниками. «В конфузных ситуациях всегда помогает улыбка и юмор, - сообщает аспирант Мария Гугучкина из Санкт-Петербурга. - У меня иногда было ощущение, что это моя задача- создать вокруг меня комфортную для людей ситуацию».
«Главное, наводить взаимодействие с одногруппниками, стать настоящим членом команды. Надо быть открытым в общении, предлагать свою помощь», - так предлагает бороться со страхами Владимир Васкевич.
Сказанное им - ключевой момент в нашей памятке.
«Не надо верить, что ничем не можешь помочь одногруппникам, - настаивает Владимир. - Надо быть открытым в общении, предлагать свою помощь. Если я силён в гуманитарных предметах, могу в них помочь. Но проблема с математикой: не вижу информацию с доски. Приходится просить прочитать».
«Важно, чтобы инвалид в группе просил не только помощи, - делится опытом Владимир, - но был этой группе полезен. Когда наступает такой момент, группа начинает тебе помогать. Так у меня получилось, т.к. я создал Яндекс группу, почту, куда скидывались все задания. Я её поначалу редактировал, координировал».
Стоит отметить, что подобное делается несложно. Но именно обновление группы в соцсети или мониторинг почтового ящика и коммуникация через него с преподавателями - муторное для многих студентов задание. Человек, который этим займётся, получит уважение и признание в группе.
Точку зрения Владимира о полезности поддерживает Анастасия Мильчакова (тоже незрячая): «К моей персоне повышается внимание перед контрольными во время сессии и зачётной неделей, когда нужно сдавать работы, экзамены и зачёты. Одногрупники просят у меня конспекты лекций, помочь в выполнении заданий. В помощи никогда не отказываю, потому что иногда сама нуждаюсь в этом. Да мне и несложно, охота лишний раз показать свою нужность».
Точку в данной подтеме ставит Мария Гугучкина из Санкт-Петербурга: «Чтобы тебя воспринимали на равных и без жалости, надо и вести себя на равных – ответственно подходить к учебе, выполнять задания. Нельзя надеяться на жалость со стороны сокурсников, в том плане, что можно «схалявить», а тебе простят за твою физическую немощность. Если хочешь уважения к себе и отношения как к полноценному человеку, то соответственно надо и к учебе относиться. Присутствовать на лекциях, вживую общаться с сокурсниками».
Наконец, мы плавно перешли к учёбе и отношению с учителями.
«Преподаватели в вузе - люди интеллигентные и они абсолютно объективно будут оценивать ваши знания (вне зависимости от инвалидности - прим автора)», - делится опытом Мария Привалова.
«Преподаватель должен видеть, что ты хочешь учиться, - дополняет Владимир Васкевич, - тогда все они идут на встречу, со всеми можно договориться. Некоторые занимаются индивидуально, вне графика и бесплатно. Часами могут объяснять материал».
Так как Владимир не воспринимает визуальную информацию, ему приходится спрашивать и уточнять, что происходит в слайдах или на доске. И никто: ни преподаватели, ни студенты, не отказывали ему в этом.
Но тут есть важнейший момент: «Самое главное - не использовать болезнь, как повод для снисхождения, - предупреждает Мария Привалова».
Её поддерживает Анастасия Мильчакова: «Жалости по отношении к себе из-за инвалидности не терплю и в поблажках не нуждаюсь, подобные попытки преподавателей пресекаю. Как правило, большинство преподавателей с незрячим студентом и вообще с незрячим человеком в моём лице сталкиваются впервые, - отмечает Анастасия, - возникает растерянность, как я буду изучать предмет, выполнять задания, вообще, на что способны незрячие. Я объясняю свой способ обучения, как выполнять задания решаем в каждом случае индивидуально. В итоге, преподаватели относятся ко мне с уважением, приводят в пример другим студентам. Я ни разу ничего не пересдавала».
О способности преподавателей вузов подстраиваться под физиологические особенности студентов говорит и Мария Привалова: «Когда была возможность, я, уже будучи преподавателем, корректировала задание под особенности ученика или давала индивидуальный проект».
Главное, объяснить «преподу» своё положение, и решить с ним, как вам будет удобнее сдавать его предмет. Мы уже упоминали рефераты вместо посещения, но стоит упомянуть и ситуацию Марии Гугучкиной, «прикованной к коляске».
Как вы помните, Мария договорилась сдавать экзамен в определённом кабинете на более-менее удобном для неё этаже. Но, помимо этого, ей пришлось просить разрешение на удалённую учёбу: «Надо было с каждым преподавателем договариваться лично – звонить или просить сокурсников объяснять ситуацию. Это был всегда неприятный момент, так как сложно по телефону объяснить человеку, почему ты не можешь приходить на занятия. Большинство относились с пониманием, но было и несколько ситуаций непринятия и недовольства. Мне кажется, мы тогда были слишком застенчивы, все держалось в институте на личных договоренностях с деканатом. Но можно было в тот момент пойти выше – до ректора и сделать мою ситуацию совсем официальной», - подчёркивает Мария Гугучкина.
***
Можно, конечно, бесконечно обсуждать эту тему, выискивая приёмы и способы обучения для каждой отдельной болезни. Но наша цель не обмусолить эту проблему, а, во-первых, показать на реальных историях, что и с инвалидностью можно обучаться в вузе. И, во-вторых, дать некий набор советов, с которых можно начать свой путь в университете.
Во-первых, надо вам и вашим родителям решить, осилите ли вы обучение в вузе и какая специальность (в будущей работе, в том числе) для вас подходит. Если вы достойно пришли общее среднеобразовательное обучение, в «универе» будет проще.
Во-вторых, вы должны быть готовы, что сам путь до университета будет нелёгким. Если у родителей есть машина – вам повезло. Если авто у семьи нет, то, как вариант, остаётся такси (в том числе, социальное) или поездки с одногруппниками.
Помощи последних не надо чураться: люди не будут на вас косо смотреть, если помогут вам подняться по лестнице, доведут до аудитории или прочтут текст на доске.
Но, чтобы не чувствовать себя обязанным, предлагайте помощь в ответ. Ничего сверхъестественного от вас не попросят: поделиться конспектами, объяснить материал. Как вариант, дать попользоваться принтером. Есть множество направлений, в которых вы можете быть полезны. И не бойтесь «косых взглядов»: именно вы задаёте тон и настроение общения своим юмором, позитивом, самоиронией.
И, главное, учитесь прилежно: тогда вас будут уважать и студенты, и преподаватели. Последние в этом случае охотнее пойдут на уступки в учебном процессе. Но не заигрывайтесь с этим: тогда потеряете лояльность учителей, а главное, самоуважение.
Автор текста: Павел Хибченко ©Copyright 2015
Фото: из личных архивов героев публикации
Веганство. Из первых уст
11 доводов в пользу того, что Вы не зря потратили 11 лет на обучение в школе
Преимущества покупки товаров в интернет-магазинах
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!