В первые годы работы сайт Вконтакте переполняли любительские группы, например, «Мастера играть в классики», «Козероги лучшие!», «Группа для тех, кто постоянно опаздывает».
Не было ничего проще: создаешь группу, рассылаешь приглашение всем подряд. За контент можно было не переживать, открытая стена позволяла каждому участнику публиковать любую информацию.
За десять лет ситуация с сообществами в ВКонтакте значительно изменилась. Если раньше группы создавались обычными пользователями ради общения, то сейчас все чаще можно встретить паблики, направленные на получение прибыли. Администрирование сообщества в социальных сетях из хобби превратилось в профессию специалист SMM (Social Media Marketing). Направление SMM как разновидность интернет-маркетинга до российского рынка дошла в 2008-2009 годах, как часть стратегии присутствия в интернете крупных зарубежных брендов. Позже эту тенденцию освоили российские компании.
Наш собеседник Елена Карпова занимается продвижением в интернете бренда сети ресторанов: «К сожалению, российские компании пока не доверяют SMM менеджерам. Многим кажется, что ты просто сидишь целыми днями в социальных сетях и выкладываешь картинки. На самом деле ведение сообщества в социальной сети – это большой труд. Нужно постоянно быть во всеоружии, замечать малейшие изменения настроений пользователей, отслеживать тренды». В качестве примера Елена приводит недавний флешмоб #МеняНеВзяли. Как только хэштег начал набирать популярность, многие SMM специалисты подхватили тренд и использовали его в своих целях. Так, одна общественная организация, которая занимается помощью животным, опубликовала серию постов о своих подопечных под заголовком: #МеняНеВзяли в семью. Этот ход помог увеличить охват аудитории и привлечь в группу новых пользователей.
Можно предположить, что главная задача специалиста по социальным сетям заключается в своевременной реакции на горячие темы, но это не совсем так. «Недостаточно просто вбрасывать контент в интернет, важно отслеживать реакцию пользователей. В какой-то степени SMM менеджер выполняет функции социолога. Мы постоянно изучаем наших подписчиков: кто эти люди, чем они увлекаются, чего хотят от жизни, – делится опытом Елена. – Таким образом, мы создаем контент под запросы определенной аудитории». Подобную работу по формированию контента в зависимости от интересов аудитории рассмотрим на примере уральского сообщества «Типичный Екатеринбург», которое появилось в 2011 году в социальной сети ВКонтакте, как закономерная реакция на всплеск мемов обо всем типичном: типичный студент, типичный школьник, типичный кот и прочее. Первые посты «ТЕ» – картинки, фотоцитаты о городе и его жителях, а также фотографии небоскреба «Высоцкий». Возраст целевой аудитории 16-18 лет. К 2017 году сообщество выросло вместе со своими читателями. Согласно статистике, размещенной на бирже рекламы ВКонтакте, возраст основной аудитории 21 – 24 года, в нынешнем контенте группы – новостные подборки от информагентств и жителей города.
На вопрос о том, сколько времени уходит на администрирование одного сообщества в социальной сети Елена Карпова не дает однозначного ответа. По словам специалиста, самый большой объем работы попадает на стадию подготовки: изучение целевой аудитории и выбор социальной сети, составление контент-плана, создание самого контента. «Даже если ты продумал каждую мелочь, заготовил постов на месяц вперед, отдохнуть все равно не получится. В социальных сетях сидят живые люди, которые ждут реакции на свою активность. Зачастую человек не хочет заходить на сайт компании в поисках информации, и задает вопрос в комментариях к последнему посту. Например, каждую неделю кто-нибудь обязательно спросит о скидках в день рождения, – рассказывает Елена».
Другого взгляда на профессию SMM придерживается фрилансер Александр Саранский: «Сейчас я веду семь пабликов ВКонтакте, но это не группы каких-то коммерческих компаний. Это скорее качественные рекламные площадки. Как правило, над крупным пабликом работает полноценная команда. Я отвечаю за наполнение сообществ, дугой человек занимается рекламой, еще один взаимодействует с аудиторией». О доходах со своих страниц Саша умалчивает, говорит лишь, что хвастаться пока нечем, но на жизнь хватает. В качестве примера успешного сообщества ВК он приводит группу «Новинки Музыки 2017», аудитория которой более 12 миллионов пользователей. Размещение коммерческого поста в этом сообществе через биржу рекламы ВКонтакте на момент написания статьи стоит 21 999 рублей. По правилам социальной сети на стене сообщества может быть размещено не более пяти сторонних рекламных объявлений в сутки. Чтобы проверить, насколько администрация паблика использует свои рекламные возможности, достаточно пролистать ленту сообщества. Действительно, не больше пяти рекламных записей. Итого за последние сутки паблик заработал более 100 тысяч рублей. По словам Александра, это не предел.
Профессии SMM специалиста нельзя научиться раз и навсегда. Интернет развивается настолько быстро, что вчерашняя удачная фишка уже завтра будет не актуальна. «Если есть желание попробовать себя в SMM, то в интернете полно информации: блоги, тематические сайты, авторские курсы от тех, кто уже освоился в этой сфере. Самое главное – это практика, нужно поработать с живой страничкой, почувствовать аудиторию. Такому никто не научит, – делится опытом Александр Саранский. – Стучитесь во все двери, и вам обязательно откроют».
Текст Александра Малинцева
Фото firestock.ru
Подними голову! Отзыв на фильм "Время первых"
Медиаполигон: почему столько екатеринбуржцев и куда едем дальше?
Подготовка к экзаменам за 3 месяца. Все возможно!
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!