Сфера образования сегодня подвержена изменениям в большей степени, чем другие области общественной жизни. История показывает, что для России характерно начинать изменения с внедрения новшеств в практику образовательных учреждений, в управление образовательным процессом. Многие педагоги не понимают смысла образовательных изменений, не видят связи между различными новшествами. Сообществу родителей ещё сложнее разобраться в этом процессе. Они сопротивляются нововведениям, считая, что это вредит здоровью и развитию детей, или форсируют события, стремясь подготовить ребёнка к школе.
А руководитель образовательного учреждения обязан подготовить к этим новшествам весь коллектив, родителей и педагогически подойти к объяснению детям новых подходов. Партнёром с детьми сложно стать, так как имеются некоторые барьеры в коммуникации: возраст (часто), разное социальное положение, разный уровень знаний, различное мировоззрение. Коммуникативные способности руководителя определяют его коммуникативное поведение, которое направлено на реализацию делового общения. Ведь руководитель образовательного учреждения должен положительно повлиять на детей, привлечь их к пониманию. Другими словами, коммуникативные и организаторские способности определяют характер межличностных отношений, без них нельзя организовать и направить деятельность группы, коллектива.
Но иногда руководитель педагогического коллектива может иметь дело с людьми, обладающими иным уровнем психологической настроенности. В таком случае возникает необходимость преодоления психологической отчуждённости, что требует проявления коммуникативных способностей, в частности понимания психологии людей, терпения, эмпатии. Руководителю приходится считаться со своеобразием каждого подопечного. А это не всегда удаётся. Вот он и не может стать партнёром. Сейчас модели коммуникации и образования поменялись. Ученик теперь меньше делится с преподавателями своей личной жизнью и руководитель образовательного учреждения тем более может стать для него трудным партнёром общения.
Руководитель образовательного учреждения должен не бояться дискуссии, активной полемики, споров и борьбы мнений, так как истина выявляется не в декларациях, а в доказательном, аргументированном обосновании своей точки зрения, своей позиции. Но часто руководители старой закалки и с мнениями, присущими системе образования СССР, не желают и слышать мнения учеников. Это главная ошибка. Сейчас вообще личное мнение ученика не в чести. Иногда ученик или студент может возразить против абсурдного и бессмысленного задания, но руководитель образовательного учреждения скорее поддержит преподавателя, чем учащегося. Опытный руководитель всегда должен помнить об обратной связи и уметь её использовать. Руководитель должен уметь сочетать власть с влиянием своего личного авторитета, но и не должен создавать из своего «я» стену для контакта с обучающимися. Здесь можно только попытаться проявить эмпатию, т.е. перевоплотиться, отождествляя себя с другим человеком.
Взаимодействие – это взаимные действия для достижения цели, решения определённой задачи. Участники какого-либо дела активны и равноправны в выборе решения проблем воспитания. Поэтому вполне логично возникает необходимость во взаимодействии родителей и педагогов в самых разнообразных аспектах воспитания детей. Значение слова «взаимодействие» – взаимное действие по преобразованию партнёров, т.е. каждый из них оказывает воздействие друг на друга, прямое (непосредственное обращение к партнёру, предъявление требований или предложений) или косвенное (усилия направляются не на партнёра, а на его окружение, условия жизнедеятельности). Таким образом, взаимодействие всегда начинается с воздействия, а воздействие – единица взаимодействия. Это подчёркивает важность общения с родителями для достижения положительной коммуникации. Не все руководители взаимодействуют сообща с родителями.
Хочется отметить, что и не все руководители образовательного учреждения способны правильно коммуницировать с педагогами. Очень нередки случаи, когда преподаватели оскорбляют друг друга или учеников, а руководитель молчит, либо бездействует. Иногда это обуславливается нехваткой кадров. Например, директор не может уволить учителя физики, потому что замены просто нет.
Вероятно, в ходе решения педагогических задач оптимальным будет сочетание выделенных видов отношений и стилей взаимодействия, т.е. можно использовать и простое сообщение монолог, и диалог.
В зарубежных и отечественных исследованиях интеграции общественного и семейного воспитания предложены модели взаимодействия семьи и педагогов образовательных учреждений, накоплен немалый опыт, который может помочь педагогам разрешить затруднения в решении этого вопроса. Как видим, ключевым словом в современном понимании взаимодействия педагогов и родителей становится слово «опыт». А он приобретается только через жизнь.
Трудность педагогического общения руководителя образовательного учреждения с партнёрами может быть стёрта, но только через труд, знание и желание. Настоящий руководитель рассматривает педагогический коллектив как ключ к достижению успеха, заботится о нём и ценит его, создаёт инновационную среду; преодолевает все барьеры на пути к цели; поддерживает инициаторов нововведений.
Автор текста: Ксения Кобенко
Фото: linkedin.com, FB.ru, el-deti.ru
Диплом красненький или запас знаний не маленький? К чему стремиться?
Учитесь в Китае по грантам!
Самый ожидаемый бой ноября состоялся! Штырков - Сильва
Секрет популярности от актеров сериала «Отель Элеон»
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!