Инженер-технолог Межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» («Композиты России») при МГТУ им. Н.Э. Баумана Кристина Белокопытова – один из таких профессионалов. О специфике своей работы и особенностях композиционных материалов она рассказала нашему интернет-изданию.
Справка: Композитный материа́л (КМ), компози́т — искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с чёткой границей раздела между ними (например, железобетон, стеклопластик, углепластик, карбон).
Профессия инженера многим кажется исключительно мужской, но тем не менее ты выбрала именно ее. Чем привлекла тебя эта профессия?
- Работа инженера разноплановая. Как известно, это слово образовалось от лат. Ingenium, что значит «изобретательность», «изобретение». Инженер - это создатель чего-то нового, уникального и неповторимого. А мне нравится делать открытия, создавать новые изделия. Когда есть только идея, а в реальности еще ничего нет - и ты реализуешь свои мысли в реальные вещи - это здорово. Мне нравится воплощать свои мысли в реальные вещи.
Действительно, мужчин в этой профессии гораздо больше, чем женщин. И поначалу было сложно адаптироваться. Но в процессе работы эти рамки исчезают. Грубую и тяжелую работу, конечно, мне не доверяют, но на производстве без женского подхода иногда вообще не получается довести дело до конца. Да и всегда есть работа, которую мужчине сложно выполнить, а женщина с легкостью ее выполняет.
Какие изделия вы разрабатываете?
Самым крупным проектом была разработка прецизионных антенных рефлекторов из полимерных композиционных материалов. Сейчас занимаемся разработкой лопаток турбины самолета. В основном наша деятельность направлена на авиационную и космическую отрасль. Мы изготавливаем изделия из полимерных композиционных материалов, карбона, так скажем, материала будущего.
А почему композиционные материалы называют материалами будущего?
- Главные плюсы его в том, что он довольно прочный, легкий, у него прекрасные аэродинамические свойства. Он устойчив к агрессивным средам и окислению. Срок эксплуатации таких изделий достигает 50 лет.
Но главное то, что это очень легкий материал при достаточно высокой прочности. А легкость – это скорость. Болиды формулы 1 полностью перешли на изготовление из карбона. Но и минусов у этого материала достаточно. Основной - это стоимость.
Где применяются композиционные материалы? В авиационной и космической отрасли?
- Да, в авиации этот материал широко применяют. К примеру, в суперсовременном авиалайнере МС 21 многие детали изготовлены из композиционных материалов. При создании крыла используется более 100 крупногабаритных элементов конструкций. Детали получаются на 5-10 процентов легче, чем аналогичные алюминиевые. Композитные крылья позволят самолету экономить: за счет того, что они легче, чем металл, расход топлива у воздушного судна уменьшается на шесть - восемь процентов.
А вообще композиты применяются во многих областях, к примеру, в судостроении, ветроэнергетике, строительстве, машиностроении, сельском хозяйстве. Даже при изготовлении мебели, чехлов для телефонов, протезов используются композиты. К слову сказать, и в автомате Калашникова мы заменяем металлические детали на композитные.
Мне известно, что сейчас вы работаете над конструкцией беспилотника.
- Да, в частности, мы разработали систему внутреннего контроля, которую встроили в композитный материал. Благодаря этой системе мы можем наблюдать все воздействия, которые происходят, к примеру, в хвостовом оперенье самолета или в другой части, где необходим контроль.
В октябре мы организуем всемирный конкурс Composite Battle по композиционным материалам. Возможно, в рамках конкурса мои коллеги будут изготавливать конструкцию беспилотника.
Насколько сложна разработка этой конструкции?
- Она состоит из нескольких этапов. Первый – аналитический, когда рассчитываются прочностные характеристики, строится 3D-модель изделия. На втором этапе подбирается расчетный вариант изготовления, материалы, оборудование, продумывается технология изготовления. Затем проводятся испытания материала (образцов), заказывается оснастка и, наконец, начинается сам процесс изготовления. Конечно, с первого раза изделие никогда не получается. Постоянно вносятся коррективы, и технология отрабатывается до идеального изготовления.
На самом деле процесс очень сложный. Это единый механизм. Но однозначно, сначала все – на бумаге, а потом на практике отрабатывается.
Учиться на инженера было очень сложно?
- Учиться, в принципе, сложно, но возможно. Главное – стараться! В группе, где я училась, вначале было 35 человек, а до выпуска дошли только 8!
Тебе сразу удалось найти работу?
- Сразу, но очень сложно устроиться по специальности. От тебя на первых этапах требуют невозможного, хотят, чтобы был большой опыт за плечами. Первое время приходилось работать за небольшую зарплату и подрабатывать на второй работе по выходным.
Лучше на последних курсах института начинать задумываться о работе, если есть желание идти работать по специальности. Многие инжиниринговые компании берут на неполную ставку молодых и неопытных студентов. У нас в центре работает очень много студентов. Плюсом будет и нарабатывание опыта, и навыков. После окончания института можно сразу искать работу с нормальным окладом.
На работе сильно устаешь?
- У нас государственное учреждение, мы работаем 5/2 с 9.00 до 18.00. Усталости не ощущаешь, потому что весь день в работе. Да и когда занимаешься любимым делом, все в удовольствие.
Как складываются отношения в коллективе?
- Коллектив у меня чисто мужской. Мы все очень хорошо общаемся, ходим вместе на обед. Чувствую себя очень комфортно. Мы всегда помогаем друг другу в сложной ситуации. Если что-то не получается, стараемся вникнуть в проблему и помочь. В центре у нас часто проводятся объединяющие мероприятия: экскурсии, корпоративы, спортивные соревнования. Стараемся жить дружно.
Есть ли у тебя профессиональная мечта? Каковы планы на будущее?
- Сейчас кризис в инженерии. Хотелось, чтобы была работа, перспектива в карьере и потребность в наших разработках. Если говорить о более глобальных планах, то, конечно, хочется оставить свой след в истории и принести пользу человечеству.
Автор текста: Елизавета Спирина
Work and travel: какая же она, Америка?
Анастасия Эльберг: «Жизнь есть творчество»
JOXBOX: конкуренты Деда Мороза
Как стать адвокатом или юристом?
Icanfly tie: от хобби к прибыльному делу
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!