Каким было ваше детство? Какие игры были любимыми? О чем мечтали?
- Мое детство было очень счастливым. У нас не было денег, мы жили вчетвером (плюс кот) в однокомнатной квартире (в прямом смысле этих слов – в одной комнате, все спали там), но зато я принадлежу к числу благословленных Вселенной детей, у которых не было ни телевизора, ни компьютера. Радио, книги, музыка, много творчества и прогулок, и мои домашние с энтузиазмом поддерживали все мои начинания. В плане игр я любила все, над чем можно было поразмышлять, начиная с паззлов и заканчивая шахматами (и до сих пор люблю и то, то другое). А мечта у меня была весьма прозаическая – стать врачом. Но не сложилось. И, если честно, хорошо, что так.
Когда вы впервые заинтересовались литературным творчеством?
- Всегда «подвисаю», когда мне задают вопрос: «Когда вы впервые заинтересовались литературным творчеством?». Истории я сочиняю и рассказываю с того момента, как научилась говорить. Я и писать научилась, прежде всего, потому, что мне хотелось это фиксировать. Моим первым «серьезным» произведением был фанфик по «Трем мушкетерам», потом было еще одно произведение, которое я не считаю законченным. А потом был роман «Женщина не моих снов», тот самый «первый роман», который я писала лет… пять? Наверное, больше. До сих пор не довольна им, разумеется, но что ушло – то ушло. Нужно идти вперед.
Что побудило вас к написанию произведений? Каковы были первые шаги в литературной деятельности?
- Что побуждает меня к написанию произведений? Когда как. Но если говорить в общем, то желание воплотить идею и поделиться кусочком личного мира и своих мыслей с читателем. Не знаю, если честно, точного ответа на этот вопрос. Вероятно, потому, что я всегда воспринимала себя как писателя, как рассказчика, как творца историй. Этот вопрос аналогичен для меня вопросу «что побуждает тебя дышать». Жизненная необходимость. Мне будет незачем жить, если я перестану писать. Звучит, наверное, пафосно, но это так.
Какие страхи одолевали вас в начале творческого пути?
- Страхи? М-м-м… надо подумать. Пожалуй, он один. Это страх, что меня не услышат. Просто у этого страха разные лица, он хорошо притворяется и меняет маски. Не услышат, не так поймут, увидят в произведениях что-то не то… и так далее. Не уверена, что я до конца его поборола. Но я изменилась внутренне. В какой-то момент смыслом творчества для меня стало воплощение идеи. Как говорится, имеющий уши да слышит. Но, естественно, приятно, когда читают и комментируют.
Кто или что помог(ло) вам достигнуть успеха?
- Успеха мне в жизни всегда помогает достигать только один фактор. Это упорство и умение много и тяжело работать. Многие говорят, что у меня есть талант, но я не верю в талант. Потому что если его не развивать, ты так и останешься куковать на дне. Всего в жизни я добилась только целенаправленной работой, на которую меня вдохновляло ослиное упорство. Я умею упереться рогом и пахать до результата. Я люблю быть лучшей – даже если в этом соревновании участвую только я одна. И мне нравится побеждать, даже если это победа над собой. Что до внешних факторов – прежде всего, это мои родители, которые оказывали мне в детстве огромную поддержку, не жалели времени на развитие моих талантов и на то, чтобы убедить меня в том, что этими талантами я, собственно, обладаю. Сегодня для меня основной источник вдохновения – это Анна, мой соавтор. Это и вдохновение, и поддержка, и самый близкий на свете человек.
Расскажите о своем первом успехе. Что вы чувствовали?
- Моим первым писательским успехом была публикация моего рассказа в школьной газете. Я победила в конкурсе, играючи обойдя всех конкурентов. Что я почувствовала? Наверное… разочарование, потому что противники были слишком слабыми. Когда противники слабые, победа не такая сладкая. Потом были другие победы на литературных конкурсах, публикации в журналах, я читала со сцены свои стихи, выступала в кружках и прочая-прочая. Тогда было приятно, а теперь не вызывает особых эмоций. По натуре я закрытый человек, погруженный в себя интроверт. Меня не волнует слава, а пульс не учащается, когда я представляю себя где-нибудь на большом вечере в честь публикации своей книги. Хотя нет, учащается. При мысли о том, сколько там будет людей, а ведь мне еще автографы раздавать и, не дай бог, давать интервью. Для меня гораздо важнее тихий комментарий читателя: «Спасибо вам за этот рассказ/за это стихотворение. Такое ощущение, словно вы писали про меня, словно поговорил с близким другом».
Почему вы предпочитаете жанр фэнтези?
- Фэнтези – это очень гибкий жанр. Можно изобретать собственные расы, города, страны, миры. Я пробовала практически все жанры и пришла к выводу, что мне тесно в их рамках. И так пришла к фэнтези. Хотя то, что мы пишем, сложно так назвать… там много всего. Все никак руки не дойдут выдумать собственный жанр.
Что вы считаете главным в работе писателя? Что должен стремиться донести писатель до читателя? Какова его «миссия»?
- Снова «подвисла» (улыбается). Большие вопросы, серьезные темы. Я думаю, в какой-то мере писатель должен придерживаться своеобразной клятвы Гиппократа – «не навреди». Мы несем ответственность за нашего читателя, поэтому даже в случае самых гадких героев и самых тяжелых событий нужно показывать, что у медали всегда две стороны. И даже если речь идет о двойной морали, оставлять читателю пространство для размышления. Как говорится, не сеять семена зла. Пожалуй, миссия писателя – это быть максимально искренним, но вместе с тем думать перед тем, как что-то говорить. Слово может ранить больнее ножа, особенно если это слово в руках умелого человека.
Проект «Хроники темной змеи», над которым вы работаете вместе с Анной Томенчук, покорил сердца читателей. Как возникла идея? В чем, на Ваш взгляд, секрет успеха?
- Ну, так уж покорил: все еще впереди (улыбается). Идея возникла случайно. Я в полном смысле этих слов проснулась с утра и поняла, что хочу написать фэнтези-роман. Сначала он задумывался как продолжение мистического романа «Ночь, когда она умерла», но я быстренько поняла, что этим дело не закончится. На страницах появился один фэнтезийный персонаж. Потом – другой. И так родился роман «Бессонница», первый его вариант, с которого и начался Мир Темной Змеи. А потом все как-то понеслось. Само собой.
В чем наш секрет успеха? В том, что мы больны своей идеей. Мы безотчетно преданы ей. И читатель это чувствует. В группах мы регулярно делимся «закулисьем», это дает более широкое представление о том, как мы работаем. И это тоже притягивает читателя.
Каково это – работать в соавторстве? Я имею в виду ваш творческий альянс с Анной Томенчук. Над какими произведениями работаете сейчас?
- Мы с Аней впервые встретились в сети в комментариях ее сообщества в ЖЖ. Это случилось… дай-ка вспомнить. Аня, наверное, тоже не помнит. В году 2010-2011 где-то. В комментариях мы разругались, причем довольно резко. Но потом подружились. Мы с Аней прошли вместе огонь, воду и медные трубы в полном смысле этих слов. Мы прошли ВСЕ, что только можно: проблемы в личной жизни, семейные проблемы, творческие кризисы, переезды, смену работы, сумасшедшую занятость, депрессию. Мы вели вместе не один проект (сейчас у нас есть «Творческий горизонт», где она ответственный редактор), вместе переживали разочарования по поводу проектов, вместе вынашивали и воплощали идеи – и продолжаем воплощать. Аня – мое вдохновение, мой самый близкий на свете человек, моя боевая подруга, мой верный советник. Она хорошо меня знает, чувствует, когда лучше промолчать, когда лучше подбодрить, а когда нужно вылить на голову ушат ледяной воды и строго сказать: «Настя, твой мозг готовится сотворить дурь».
Каково это – работать в соавторстве? Если говорить в общем, это не для всех. Соавторство – это не просто совместное написание книг. Это намного больше. Это умение понимать человека, «ходить в его туфлях». Умение идти на компромиссы. Умение быть дипломатичным. Умение концентрироваться на общей цели и выжимать все из момента, когда вы заняты и можете поговорить по-человечески только час в неделю. Наш с Аней главный секрет в том, что мы очень разные, но научились видеть в этом плюсы. Мы дополняем друг друга. Где-то кто-то притормаживает, где-то – наоборот, вдохновляет и дает творческого пинка. Кроме того, мы меняемся в одном темпе. Наше окружение «отваливается» с фантастической скоростью, а мы до сих пор вместе. Кстати, да, это правда. Мы работаем совместно над Миром с 2012 года, но до сих пор не виделись вживую. Никто не верит, но это факт.
Мысль работать совместно пришла нам в голову… не знаю. Она не пришла. И не в голову. Просто в какой-то момент Аня вдохновилась идеей Мира и начала писать свою первую вещь в его рамках. А потом Мир стал общим. Это было естественно, как смена времен года, как дыхание. И до сих пор естественно, даже в те моменты, когда мы не находим общего языка (а такое бывает).
Какие планируете написать в ближайшем будущем?
- На данный момент Аня работает над историческим романом-дилогией под названием «Поступь инквизиции» (к которому я, скорее всего, скоро присоединюсь), а я работаю над романом «В одну реку дважды», действие которого происходит в современности. У Ани – инквизиция, короли и заговоры, у меня – хакеры и наркоторговцы, все путем, в Мире много разных тем. Не так давно мы завершили работу над дилогией «Лавандовый шлейф», которую почти доредактировали. Редактируется роман «Обмани смерть». В планах – продолжение «Лавандового шлейфа», повесть-приквел повести «Сага о князе Гривальде», «Темные зеркала», пятая, шестая и седьмая книги цикла «Право выбора», приквел дилогии «Пробужденный», которая сейчас в работе, «Я рисую ангелов»… у нас огромное количество планов. Всегда. И мы добавляем в папку «Наполеоновские планы» новые вещи.
Сколько, примерно, времени уходит на написание романа?
- В среднем около трех месяцев, не считая периода редакции. Если это соавторский роман, иногда выходит и быстрее. Просто мы в подавляющем большинстве случаев работаем над двумя вещами одновременно.
Бывают ли у вас периоды застоя, когда писать не хочется? Что делаете в таких случаях?
- Конечно, у всех бывают, просто долго они не длятся – у нас много вариантов, мы переключаемся с вещи на вещь. Обычно периоды застоя – откат после активной работы – наблюдаются после завершения книги. Я занимаюсь другими вещами. К примеру, рисую.
Какие темы привлекают вас как журналиста?
- Не уверена, что меня можно называть журналистом. Я говорю «свободный журналист» - это мягкий синоним непонятного для многих слова «блогер». В основном я пишу о саморазвитии во всех его проявлениях. Реже – о здоровом образе жизни. И время от времени творю что-то на социальные темы, но последних стараюсь сторониться. Пишу об этом только в тех случаях, когда хочется «встряхнуть толпу» в ЖЖ или на Facebook. Здоровая провокация полезна для общего самочувствия.
Что вы считаете главным в журналистской работе?
- У меня есть два основных правила. Первое – проверяй все на себе, будь «играющим тренером», не пиши о том, чего не знаешь. Второе – будь искренним и говори с аудиторией такими словами, чтобы до нее всенепременно дошло. Есть темы, о которых нужно говорить жестко. Так, чтобы людям было больно – и чтобы они через эту боль что-то осознали. Это особенно актуально для социальных тем.
Фрагмент записи в ЖЖ Анастасии
Помимо прочего, вы еще и лайф-коуч. Расскажите об этом подробнее.
- Да, это правда. Мой девиз в этом плане – каждый из нас появился на этой Земле для того, чтобы реализовать себя, и для этого нам дан бесконечный потенциал. Нет бесталанных людей. Есть только ленивые люди, а еще – люди, которые не знают, с чего начать. Такие люди часто говорят: «Я чувствую, что в моей жизни что-то не так, но не знаю, что изменить…». Вот с такими товарищами я и работаю. На данный момент широкой практики у меня нет, но я планирую исправить положение. Сейчас я работаю над созданием своей первой коучинговой программы. Приятно и волнительно.
Вы - основатель проекта «Творческий горизонт». Что побудило вас к его созданию? Когда вы поняли, что хотите помогать людям развиваться творчески?
- Да, верно, основатель и главный редактор. Проект начался с малого – мне пришла в голову идея создать сборник работ разных авторов. Ко мне присоединилась Аня, потом – Ната, наш верный дизайнер. Сначала были сборники, потом – марафоны и флешмобы, потом начались курсы, литературная мастерская. Потом появился Клуб, мы начали регулярно проводить курс «Путь Художника». Появилась мастер-группа «Редактура», мы начали делать кофейные книги. Теперь мы немного притормозили, потому что встали в тупик. Проекту требуется смена курса, но на данный момент он, можно сказать, заморожен. А Клуб действует, конечно.
Когда я поняла, что хочу помогать людям развиваться творчески? После того, как вдоволь насмотрелась на «чудесные» писательские форумы, где только и делают, что всех унижают. Я поняла, что хочу создать собственное сообщество творческих людей, такое, где они будут чувствовать себя уверенно. Полагаю, все сказано в нашей миссии.
Жизнь есть творчество. Наша Идея — это создание сообщества, в котором нет деления на хорошее и плохое, ведь сотворенное от сердца неповторимо. Нет деления на талантливых и бесталанных людей, потому что все мы талантливы, просто кому-то нужно помочь раскрыть его талант. Мы поддерживаем, помогаем, вдохновляем, подсказываем, обучаем, вселяем надежду. Нам нечего делить — зато есть чем делиться. Полагаем, и вам тоже. А, значит, нам по пути!
Фрагмент из романа Анастасии Эльберг "Женщина не моих снов" (Первой версии романа)
Есть ли у вас увлечения, помимо литературы?
- У меня очень много увлечений. Я художник и фотограф, я делаю украшения из бисера, занимаюсь декупажем, создаю одежду, планирую заняться кремоварением и созданием духов, изучаю иностранные языки, люблю читать и готовить, играю на фортепиано, учусь играть на гитаре, мечтаю научиться писать музыку… всего и не упомнишь.
Не мешает ли литературная деятельность личной (семейной) жизни?
- То-то у меня ее нет (улыбается). А если серьезно – нет, не мешает. Здесь главное – четко расставлять приоритеты. Учеба, работа, творчество, домашние дела. Если правильно спланировать, все будет пучком.
Какой совет вы дадите начинающим авторам?
- Практика. Практика. Много практики. А еще – не судите себя слишком строго. Ваше дело – писать, а не судить. Выключайте критика – и творите. Я – сторонник подхода «прыгнуть в ледяной омут и научиться плавать». Свои шишки болят сильнее всего – и так мы лучше всего учимся. Набивайте шишки и ничего не бойтесь. Страх убивает, и для творческой сферы это особенно актуально, потому что здесь мы каждый раз начинаем с чистого листа. Делайте то, чего не делали до вас. Рискуйте. Раздвигайте границы. Поднимайтесь над собой. Каждый день делайте шажок на ступень выше. И помните – читателю не нужны «хорошие», «правильные» произведения. Он хочет, чтобы вы затронули в его душе важную струну. Он хочет смеяться и плакать с героями. Пусть вашей главной задачей будет не оставить его равнодушным. А остальное… остальное – дело времени.
Автор текста: Лиза Спирина
Фото: proza.ru/avtor/suslya, era-elto.livejournal.com, darksnakeworld.com
Они делают мир лучше: 50 самых знаменитых людей получили награды от журнала Собака.RU
JOXBOX: конкуренты Деда Мороза
Отзыв на фильм "Нерв"
Проба пера. Полдень в Москве
Кем пойти работать? Интересные профессии
Женщина не моих снов - первая версия романа
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!