Справка: Вера Соломоновна Бычкова Работает в Астрокосмическом центре ФИАН им. Лебедева, занимающемся научно-исследовательской деятельностью для Российской академии наук. Изучению АКЦ подлежат галактические и внегалактические объекты, лазерные источники. |
– Много разговоров о, пожалуй, самом громком космическом проекте – телескопе «РадиоАстрон», в создании которого, помимо прочих стран, самое деятельное участие приняла Россия. Не могли бы Вы рассказать, в чём его значимость и каковы его задачи?
– «РадиоАстрон» это телескоп диаметром 10 метров, запущенный в июле 2011 г. с космодрома «Байконур» на космическую орбиту. Это спутниковая обсерватория на расстоянии, сравнимом с расстоянием до луны. Запуск его позволяет исследовать объекты, которые находятся гораздо дальше, чем мы можем наблюдать с Земли. Их наблюдают в радиодиапазоне. Работает как в одиночном режиме, так и совместно с наземными телескопами в разных концах земного шара.
– Какие серьёзные исследования собираются проводиться в ближайшее время? Что в планах у АКЦ?
– В планах: есть строящийся телескоп – «Миллиметрон», который будет запущен через несколько лет. Он будет работать в миллиметровом диапазоне длин волн. Этот телескоп, как мы надеемся, сможет увидеть гораздо более дальние объекты, чем «Радиоастрон».
– Касательно других относящихся к космосу российских организаций: скажите, тесно ли связан АКЦ с Роскосмосом?
– Ещё как тесно! Роскосмос ведь финансирует работы по созданию телескопов. Тот же «РадиоАстрон», который, как и «Миллиметрон», строился в НПО им. Лавочкина.
– В таком случае, хотелось бы узнать, как отражаются, если вообще отражаются, проблемы Роскосмоса на АКЦ? Например, в последнее время много разговоров о проблеме невыплаты зарплаты строителям на готовящемся космодроме «Восточный». Вызывает ли это какой-либо резонанс?
– Лично я не в курсе – проблемы не отражаются существенно. Да и резонанса особенного не возникает. По крайней мере, я мало осведомлена об этом. Роскосмос в основном посылает нам финансирование, а проблемы его на нас не влияют.
– Продолжая разговор о внешних факторах, способных повлиять на работу АКЦ: центр связан с Российской академией наук. Была ведь очень громкая реформа РАН 2013 года, до сих пор продолжающаяся. Отразилась ли эта организация на работе Вашего учреждения? Существенны ли были изменения?
– Трудно сказать… пожалуй, отразилась. Всё время требуют сократить штат, а работы много, людей не хватает. Надо сказать, что финансирование тоже уменьшилось. Только это не вина РАН, там как могут стараются бороться. С этим вопросам, наверное, лучше обратиться к Министерству образования и Министерству науки.
– Напоследок: если сравнить ситуацию с исследованием космоса, скажем, пять лет назад, с нынешней, то как Вы оцените тенденции – они положительные, или отрицательные?
– Несомненно положительные – исследование космоса всё время продвигается вперёд и существенно. Очень много космических станций летает и наблюдает в разных диапазонах, что даёт более полную представление о небесных телах.
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!