"Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству утраченная традиция"
Жак Барзэн
У обывателя упоминание о профессии учителя порождает странное чувство уважения с примесью жалости. Эта область сферы услуг отличается крайне малым количеством получаемых материальных и духовных благ и несоразмерно большими ответственностью и затратами сил, времени, нервов. Низкий социальный статус учителя в обществе вызывает нежелание молодежи посвящать себя этой профессии.
По статистике за последние годы конкурс в педагогические вузы сократился в 6 раз, а по специальности идут работать менее 10% выпускников. По разным данным в современной школе только 20-30% "молодых", то есть тех, кто проработал не более 10 лет, и эта цифра уменьшается с каждым годом. Нововведения в образовательной сфере,которые должны способствовать "омоложению" школьных кадров, вызывают у этих кадров противоречивые чувства,а реальность часто не соответствует прогнозируемым Министерством образования результатам.
Бывший глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, будучи на посту, утверждал, что за последние десять лет число школьников уменьшилось на 40%, а учителей — лишь на 20%. В настоящее время в России около 13 млн. учеников, и их число,по словам экс-министра образования, в ближайшее время существенно не вырастет вследствие демографических проблем. Для обучения такого количества детей требуется 1 млн. учителей, а в данный момент работает около 1,2 млн. Таким образом, потенциал для сокращения составляет 200 тыс. человек.
Однако, стоит отметить, что уровень рождаемости вырос за последние 5-7 лет более, чем на 300 тыс. человек и совершенно очевидно, что через 5-10 лет наступит острая нехватка качественных пед. кадров. Уже сейчас их дефицит увеличивает учебную нагрузку на одного учителя (часто пенсионного возраста) до 1,5 – 2 ставок, что не может не отражаться на качестве подготовки к уроку. В некоторых школах уже выдают аттестаты "нового образца", с графой: "Не изучалось"…
"Сегодня престиж профессии педагога не так уж низок. В России больше миллиона учителей, а у нас на всю стану сегодня меньше 4 тысяч вакансий. Это очень мало, это, практически, считайте, что вакансий нет. В городах, больших городах, конкурс на места учителей, и за последний год количество учителей молодых, до 35 лет, увеличилось на 10%, - то есть примерно на 27 тысяч", - утверждает Фурсенко, но в свете реальной ситуации это выглядит, как самовнушение.
"Хотели как лучше, а получилось как всегда…"
Народная мудрость
Мы живем в то время,когда социально-экономическое положение значит очень много. По тому, сколько зарабатывает человек, судят о его способостях и отношении к себе самому.Во многих регионах уже несколько лет существуют единовременные выплаты и процентные надбавки для молодых специалистов.
За последние годы финансирование сферы образования было увеличено на 30%,что прошло незаметно для зарплат многих учителей. Профсоюзные организации разьяснили разочарованным учителям: оказывается, увеличились не оклады, а только фонд оплаты труда, средствами которого будут распоряжаться сами учреждения. Но школьная администрация во многих случаях необъективно распределяет полученные денежные ресурсы: часто они расходуются на заработную плату управляющего состава, но никак не рядовых педагогов. Если многие учителя-старожилы терпят подобную несправедливость,то молодежь – нет.
"Молодой учитель продаст нервную систему в отличном состоянии. Заводится с полоборота..."
С.Усольцев, политик
Работа школьного педагога - не только низкооплачиваемый,но и тяжелый труд, особенно на первых порах. Молодому учителю нужно органично вписаться в новый коллектив,научиться взаимодействовать с учениками, не проецируя своего личного школьного опыта на принципиально другое поколение,вести документацию,вырабатывать индивидуальный стиль преподавания,брать на себя большую ответственность за образование и воспитание будущего общества. Особую категорию представляет собой взаимодействие с "трудными" детьми и их родителями.
"Самое трудное в работе молодого учителя - общение с родителями и трудными детьми. Для каждого родителя свой ребёнок - идеал. Дома он может быть одним, а в школе совершенно другим, и, к сожалению, родители не всегда это понимают. Родители "скидывают" всё воспитание на учителя, хотя, в первую очередь, ребенок должен воспитываться в семье. Некоторые родители считают, что очень много знают и начинают учить по-своему...В наше время существуют разные образовательные программы и методики, но родители этого не хотят понимать. Также очень трудно с детьми, которые совершенно не уважают никого вокруг себя. Они на уроках ведут себя безобразно, мешая всем участникам образовательного процесса и абсолютно никого не слушают", - говорит Наталья М.,учитель начальных классов с двухлетним стажем работы.
Огромный груз ответственности, вкупе с быстрым эмоциональным выгоранием и крохотной зарплатой, не соответствующей приложенным усилиям,не привлекает молодых,успешных,уверенных в себе людей. Те,кто все же решается попробовать себя на столь нелегком поприще, или не справляются с большой нагрузкой и уходят, или понимают,что "достойны большего" и тоже уходят... Остаются энтузиасты, которые считают образование и воспитание нового поколения своей миссией... Но в условиях рыночной экономики такой "товар" встречается все реже и реже...
"Пока жив энтузиазм учителя, школа жива. Но этот энтузиазм имеет свойство заканчиваться, когда на него сильно давят. Вот когда напряжение будет максимальным, тогда и прорвет. Тогда ситуация и поменяется...в худшую сторону. И сгинет Россия с лица Земли, как будто и не было ее...» - звучит отчаянный глас с педагогических интернет-форумов. Он обращен не только к власть предержащим, но и ко всему российскому обществу, то есть ко всем нам.Ведь в школе воспитывается наше будущее, а будущее касается всех.
День Светлый
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!