Когда я была маленькой, мама каждый месяц приводила меня сюда. Тогда мы спускались в какой-то подвальчик и попадали в сказку. Интересно, сохранилась ли та атмосфера, спустя столько времени.
До меня доносится смех на репетиции. Прохожу в зал по узкому коридору, полностью заваленному необычными предметами, и слышу татарские песни про бешбармак, актёр говорит со сцены:
- Это поржать и порыдать, ну, театр, то есть!
Оказывается, актёры репетируют спектакль «Хабибулин идёт из Владивостока в Калининград к Зое», пьесу для которого написали ученики Коляды. Сам Николай сосредоточен и серьезён, напряженно выкуривает сигарету и пьёт чай. Но атмосфера на репетиции царит доброжелательная и творческая.
В одной из сцен актёры выходят в простынях, режиссёр выбегает со словами:
- Кружитесь, как снежинки, по кругу, смотрите в пустоту!
Набираюсь смелости и в перерыве подсаживаюсь к Коляде, даже актёры себе такого не позволяют.
- Я хочу показать всю Россию через пьесу. Каждый мой ученик писал про какой-то город. Незадачливый парень едет к своей любви, проходит разные испытания. Эта постановка очень важна для моих студентов, - говорит он об идее пьесы.
Если заставить Николая выбирать между написанием пьесы и постановкой спектакля, он вряд ли сможет это сделать.
- Здорово, когда находишь дело всей жизни. А когда вы поняли, что театр – ваше призвание?
- Я не своим делом занимаюсь. Лучше б работал в магазине продавцом. Хоть деньги бы зарабатывал…А так — я бедный.
Добродушный и простой, будто обыкновенный посетитель театра, Николай сидит в зрительном зале и изредка поглядывает на сцену.
2019 был объявлен Годом театра. Кому как не основателю театра радоваться этому событию. Но Николай к этому решению относится негативно.
- Я ничего хорошего не вижу, не будет никаких изменений. Дело Серебренникова продолжается, слияние Александринского и Ярославского театра. Недавно разгромили театр «Фэст», как наш театр когда-то.
Относительно финансирования театра у Николая тоже негативные мысли:
- Кто мне даст денег, никто не даст. На нас у них денег нет, только на свои причуды: машины, поездки на Канарские острова. А помогать скоморохам никто не будет, зачем они нужны.
Настроение Николая начинает немного портиться.
- В одном из интервью вы сказали: «Я в лепешку расшибусь, но это будет лучший театр в городе!» Добились ли вы поставленной цели?
- Не в городе, а в мире! Я добился, журнал Forbes поставил нас на пятое место среди лучших театров России.
- Ну и какая цель теперь?
- Чтоб Forbes нас на первое место поставил (смеётся).
О цензуре Николай говорит бойко. Даже не верится, что это слова весёлого мужчины, который сидит рядом со мной.
- Мне наплевать. Пусть попробуют что-нибудь сказать. Я пошлю очень далеко. Я очень вонючий и матерщинник.
По секрету Николай делится рецептом хорошего спектакля со мной и читателем:
- Должно быть очень смешно, смешно, смешно… А потом очень сильно грустно.
Мечтает режиссёр о том, чтобы сделать людей бедных — богатыми. Людей, которые живут в деревнях и ничего не видят, счастливее.
- Надо… Продолжаем репетицию! - настоящий гений не может без работы, он резко срывается в середине разговора и мчится на сцену. В этом весь Коляда, он не любит говорить, он любит театр.
Тихонько покидаю площадку, и в коридоре встречаюсь с актрисой – Ксенией Капарулиной.
Про особенности работы с мэтром актриса говорит следующее:
- Когда пришла поступать в Театральный институт, я Коляду не восприняла всерьёз. И только когда поступила, перекрестилась и сказала: «Господи, я на своём месте!» Сейчас я в нём уверена на 200%. Он нам, как папа. Мы – семья.
Я вдруг осознаю, что это маленькое здание держится на одном человеке. Его театр громили, финансирование урезали, а ему нет дела до проблем. Уже на выходе пересекаюсь с помощником режиссёра Екатериной, она отвечает за реквизит.
- Сложно ли работать с творческими людьми, с Колядой в том числе?
- Нет. Но такие люди очень эмоциональны. Многие высказывания, крики или плохое настроение Коляды списывается на одно: это гений, ему можно!
Театр начинается с утра, вешалки, репетиций, но самое главное, он начинается с человека. Чтобы чего-то добиться, нужно жить театром, вкладывать в него все силы, и Николай Коляда — яркий тому пример.
Автор: Анастасия Старкова
Фото: Анастасия Старкова
Смарт-офисы и «пивные часы»: в «Главном проспекте» открылся коворкинг
«На полтора суток работу цеха остановят»: дизайнер Елена Олещенко о грядущей неделе моды на площадке завода
«Трансцендентный оттенок и нотка загадочности»: дизайнер Мария Чубаева о своей коллекции «Мастер и Маргарита»
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!