Ещё в ХХ веке знаменитый писатель Михаил Булгаков советовал не читать до обеда советских газет. И сегодня всё больше людей стараются садиться на информационную диету. Ярким примером информационного голодания является швейцарский бизнесмен Рольф Добелли. Он – основатель общества ZURICH.MINDS, в которое вошли учёные с мировым именем, известные деятели культуры и представители экономики.
Несколько лет назад он написал статью «Избегайте новостей», где составил список причин, почему стоит отказываться от ежедневной порции новостей. «УралСтудент» внимательно изучил материал и готов поделиться мыслями Рольфа Добелли.
Конфетки для нашего мозга
По словам Рольфа Добелли, мозг человека мало изменился со времён ручного сельского хозяйства. «Наши мозги оптимизированы для охоты и собирательства, проживания в небольших группах от 25 до 100 человек, выживания в условиях ограниченного количества еды и информации». Поскольку новости, по сравнению со статьями, легко поглощать и не требуют особых умственных усилий, наш мозг не насыщается и требует бесконечное количество занимательных новостей. По сути новости для нас, как конфетки. И сейчас общество достигло точки перегрузки информацией.
Новости вводят в заблуждение
Как правило, мы просматриваем новости, чтобы иметь представление о мире, знать, что происходит вокруг. Но вот загвоздка. «Наш мозг обращает внимание в первую очередь на сенсационную, скандальную новость». К тому же мы предпочитаем читать личные истории. Ведь через них передаётся опыт, который может быть нам полезен. Что касается длинных и сложных кусков текста, в которых заключены реальные знания, то мы не очень-то их замечаем.
Именно этим фактором пользуются СМИ. Яркие заголовки, необычные образы пытаются обратить внимание вашего мозга на новость. В результате действительно важные вещи могут быть недооценены.
Новости не важны
Несмотря на то, что ежегодно мы поглощаем тысячи новостей, но те, которые в итоге помогли нам изменить решение или способствовали развитию нашей жизни, найдутся едва ли. «Смысл в том, что новости, которые нам показывают, не имеют важного значения относительно сил, которые реально на нас влияют. В лучшем случае, новости развлекают. Но в любом случае — они бесполезны. Представьте, как бы странно это ни звучало, что вы нашли полезную новость. Новость, которая существенно изменила вашу жизнь. Сколько бесполезной информации придется переработать, чтобы получить этот ценный кусочек информации? Мы не можем определить заранее ценность каждой новости, поэтому вынуждены поглощать все подряд».
Сложность заключается ещё и в том, что человек с трудом может определить, что на самом деле важно. «Гораздо проще определять что-то новое. У нас нет органов восприятия важности информации. Важность не определяется природным путем в отличие от новостей. Важное против нового — это фундаментальная борьба современного человека».
СМИ навязывают нам важность тех или иных новостей. При этом на деле это может быть совсем не стоит прочтения. «Вы узнаете гораздо больше о важных событиях и социальных сдвигах, читая специализированные журналы, хорошие книги или просто общаясь с друзьями».
Новости ограничивают понимание
Из-за своей малоформатности, новости ничего не объясняют. Это некоторые факты, не обладающие связывающей нитью. А человеку нужно понимать процессы, лежащие в основе факта.
Новости вредят здоровью
«Панические истории приводят к выбросу глюкокортикоидов (кортизола). Это нарушает работу иммунной системы и приводит к росту гормонов. Проще говоря, тело находится в состоянии постоянного стресса».
Новости усиливают когнитивные искажения
Мы автоматически отбрасываем ту информацию, которая противоречит нашим более ранним убеждениям в пользу той информации, которая подкрепляет эти убеждения.
Как говорил Уоррен Баффет: «В чем люди действительно хороши, так это в том, чтобы интерпретировать любую новую информацию так, что предыдущие заключения остаются нетронутыми». Это и есть склонность к подтверждению своей точки зрения. Потребление новостей, особенно специализированных, обостряет этот недостаток нашего мозга. В результате у человека формируется определённая картина мира. И он не допускает даже мысль, что его представления могут быть ложными.
Новости тормозят мыслительный процесс
Новости снижают концентрацию, соответственно ослабляют понимание. Переход в состояние концентрации требует минимум 10-ти минут чтения, за меньшее время мозг практически ничего не сохраняет в памяти. В 2001 году два канадских учёных выявили, что понимание контекста снижается по мере роста количества ссылок в статье. Каждый раз, при виде ссылки, мозгу нужна минимум минута на то, чтобы решить, переходить по ней или нет. Эти размышления оказывают отвлекающий эффект.
Новости изменяют структуру вашего мозга
В каком-то смысле новости похожи на наркотики. Когда новостной сюжет нас захватывает, мы не можем отказать себе в удовольствии узнать, чем всё это закончится. Более того, мы приобретаем привычку проверять новости всё чаще.
«Как только мы адаптируемся к новому культурному феномену, такому, как потребление новостей, наш мозг меняется. Адаптация к новостям происходит на биологическом уровне. Новости перепрограммируют нас. Чем больше новостей мы потребляем, тем больше мы развиваем нейронные связи, отвечающие за беглый анализ и многозадачность. Большинство потребителей новостей, даже если они раньше много читали, теряют способность воспринимать длинные статьи и книги. После четырех-пяти страниц они устают, их концентрация падает, растет беспокойство. Это происходит не потому, что они становятся старше или у них не хватает времени. Физическая структура их мозга изменилась.».
Новости – это дорого
Новости отнимают время и расходуют нашу продуктивность. Вы начинаете тратить больше времени на изучение новостей, а могли бы найти себе эффективное применение. Также вы затрачиваете время на переключения внимания с новости на работу. «Каждый раз, когда вы отвлекаетесь на новости, переориентация фокуса требует больше времени». Кроме этого, новости продолжают отвлекать нас и в течение дня после прочтения текста. В голове всплывают картинки, яркие образы.
Новости делают нас пассивными
«Новости практически всегда посвящены сюжетам, на которые мы не можем повлиять. Это формирует у читателей фаталистические взгляды». Мозг под воздействием массива неоднозначной информации, без возможности реагировать отвечает пассивностью и позицией жертвы. Для этого даже есть научный термин — синдром приобретенной беспомощности.
Рецепт информационной диеты
«Сделайте новости максимально недостижимыми. Удалите все новостные приложения с телефона. Продайте телевизор. Отмените подписку на новости. Не прикасайтесь к газетам и журналам в аэропортах и на вокзалах.
Если вам хочется сохранить иллюзию и не пропустить «что-то важное», я рекомендую читать страницу-резюме в журнале Economist. Но не тратьте на это больше 5-ти минут.
Читайте журналы и книги, которые объясняют, как устроен мир — Science, Nature, The New Yorker, The Atlantic Monthly. Читайте журналы, которые соединяют точки и не боятся объяснять сложность нашего мира или просто развлекают нас. Мир сложен, с этим ничего не поделаешь. Поэтому, вам нужно читать длинные статьи и книги, которые отражают в себе эту сложность.
Попробуйте читать по книге в неделю. Лучше две или три. Хорошо, если это будет история, биология, психология. Выбирайте материал, который действительно вам интересен. Наслаждайтесь чтением. Первая неделя будет самой тяжелой. Решение не проверять новости требует дисциплины. Вы боретесь с встроенными в ваш мозг механизмами.
В начале вы будете чувствовать себя не в своей тарелке, возможно даже социально изолированными. Каждый день у вас будет искушение перейти на новостной сайт. Не делайте этого. Вы в завязке. Проживите 30 дней без новостей. По истечении месяца отношение к новостям будет более легким.
Вы обнаружите, что у вас стало больше свободного времени, больше концентрации и больше понимания мира. Через некоторое время вы поймете, что даже несмотря на ваше новостное затворничество, вы не пропустили и не пропустите ни одного важного факта. Если какая-то информация действительно важна для вашей профессии, вашей компании, семьи или сообщества, вы услышите её».
Фото: Vsarov.ru, Digestua.wordpre, Fine-days.ru, Dame.mywool.ru
«Удачи с BOGACHI»: Интервью с уральским Music Brand, Fashion Band
«Массовое производство невозможно без домов моды»: какова судьба модной индустрии
Чума XX века: что нужно знать о ВИЧ и СПИД
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!