Детство общепринятого классика мировой литературы отличалось от детства его сверстников. Тут виной отец писателя. Чехов-старший держал в Таганроге мелкую лавочку колониальных товаров, где вперемешку на полках лежали чай, кофе, мыло, селедка, керосин, лекарственные средства вроде смеси ртути, азотной кислоты, нефти, много мусора. Помимо товаров в лавке процветала распивочная. Большую часть детства маленький Антон должен был проводить в отцовской лавочке, следить, чтобы продавцы не совершили кражу. Казалось, Антоша мог бы в это время делать уроки, но об этом думалось в последнюю очередь, поскольку в лавочке было холодно, из-за чего сильно коченели пальцы.
Поскольку лавка открывалась в пять утра, младшему Чехову приходилось сидеть в полусонном состоянии и ждать отца. Были моменты, когда Антона отпускали, и он проводил время, как все дети: купался, катался на санках, но не делал уроки. В итоге в школе успеваемость Антона оставляла желать лучшего. Его даже дважды оставляли на второй год: в третьем классе из-за двоек по географии и арифметике, в пятом - из-за греческого языка. Самое интересное, что по русской словесности будущий писатель получал не выше четверки. Когда Антон учился в старших классах, его отец разорился, семья переехала в Москву, в которой будущий писатель поступил в медицинский институт и стал писать рассказы.
Как ни странно, но Владимир Владимирович Маяковский в школе был самым настоящим двоечником. Плохие отметки будущий поэт получал не всегда. Как известно из автобиографии «Я сам», первые три класса Володя провел «весь в пятерках», был любознательным и бойким мальчиком, его любили родители и учителя. А потом наступил 1905 год, и город Кутаис, где учился Маяковский, оказался в эпицентре революционных событий. Одиннадцатилетний Володя благодаря своей бойкости и старшим сестрам попал в революционный кружок старшеклассников, поэтому интерес к учебе стал угасать. Напуганные учителя делали «большакам» всякие поблажки и даже перевели двоечника Маяковского в следующий класс.
По мнению самого Владимира Владимировича, он перешел в четвертый класс только потому, что ему расшибли голову камнем, а на переэкзаменовках пожалели. В 1906 году в семье Маяковских внезапно от заражения крови умер глава семьи. После смерти отца Володя вместе с мамой перебрался в Москву, где мама стала сдавать квартиру студентам-подпольщикам. Будущий поэт пошел в новую школу в Москве, но об уроках не могло идти и речи, поскольку учеба по-прежнему его не интересовала. В пятом классе Маяковский окончательно забросил уроки и ушел из школы.
Детство выдающегося русского писателя было непростым. Мать Льва умерла, когда ему не было и двух лет, а через семь лет не стало и отца. Практически всё детство Левушка и его братья и сестры кочевали по родственникам, жалели детей, поэтому многое позволяли ребятам, оставшимся без родителей. Обучение Льва Николаевича до 16 лет было исключительным домашним. Автобиографическая повесть писателя «Отрочество» дает полное представление об успехах Толстого. Будущий писатель не принимал учителей всерьёз, поэтому учился без старания. В конце концов, дети переехали к очередной опекунше в Казань, и братьев Льва одного за другим устроили в Императорский Казанский университет. Новая опекунша Толстых, графиня П. И. Юшкова, в качестве воспитательной меры для своего племянника-подростка не желала ничего лучше, как аристократической связи со взрослой женщиной. В ее доме был заведен веселый салон, где у юного Толстого были все шансы последовать совету тетушки.
Естественно, тут было не до учебы. На первом курсе Льва Николаевича оставили на второй год из-за неудовлетворительных оценок по российской истории и немецкому. На втором курсе он стал известен всему городу как блестящий исполнитель водевильных постановок и живых картин в институте благородных девиц Е.Д. Загоскиной. До третьего курса дело не дошло: во время летнего перерыва студент уехал в родовое поместье, где начал читать взахлеб Монтескье и Руссо, а университет бросил потому, что хотел заниматься литературой. Граф решил углубиться в книги и сдать экзамены на кандидата прав экстерном. В итоге Льву Николаевичу так и не удалось получить диплом об образовании.
Шалопай Уинстон, старший сын аристократических родителей, испытывал неприязнь к процессу образования с самого юного возраста. В своих мемуарах он вспоминал: «Впервые образование предстало передо мной в виде зловещей фигуры гувернантки, появление которой было анонсировано заранее. К этому дню надлежало тщательно подготовиться посредством изучения книги «Чтение без слез» (в моем случае название явно не сработало). Каждый день мы с моей няней в муках продирались сквозь книгу, причем я находил этот процесс не только ужасно утомительным, но и абсолютно бесполезным. Мы так и не добрались до конца, когда роковой час пробил и гувернантка появилась на пороге детской. Помнится, я сделал то, что до меня в схожих обстоятельствах делали сотни угнетенных страдальцев: ушел в бега». В девять лет Уинстон Черчилль все-таки начал учиться, поскольку он был определен в частную школу св. Георга в Аскоте. Двоечников в Аскоте били регулярно и от души, а Уинстон стабильно находился в хвосте класса. Учителя не считали Черчилля глупым, потому что часто видели его в укромном уголке с книжкой не по возрасту.
Однако учить уроки, работать на занятиях будущий политический деятель категорически отказывался. Спустя два года с начала занятий лорд Уинстон продемонстрировал практически нулевой прогресс на экзаменах, и родители забрали его домой, но в 13 лет страдальца снова отдали в частную среднюю школу Хэрроу. К этому времени Уинстон уже кое-как научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что двойки сменились тройками. Однако Черчилля по-прежнему считали одним из самых слабых учеников: его вместе с остальными неуспевающими в классе даже отстранили от изучения латыни и древнегреческого, назначив вместо этого дополнительные занятия по родному языку. Учитывая, что двоечник Уинстон впоследствии получил Нобелевку по литературе, они, вероятно, пошли на пользу.
Согласно биографам и собственным воспоминаниям писателя, главной проблемой в детстве маленького Оноре была нелюбовь матери. С рождения Оноре был отдан кормилице, поэтому свою мать практически не видел. Из уютного деревенского домика кормилицы мальчик сразу же перекочевал в Вандомский колледж-интернат, где заправляли святые отцы. Это была помесь тюрьмы и монастыря, откуда воспитанников не забирали даже на каникулы, поскольку это считалось чрезвычайно душеспасительным и полезным для юношества. Обиженный на весь мир, писатель погрузился в свой внутренний мир. На уроках он смотрел в окно, на уроках отвечал что-то невразумительное. Естественно, такое поведение выводило из себя раздражителей, поэтому ленивых и неуспевающих учеников в качестве наказания отправляли в холодный чулан под лестницей.
В карцере маленький Бальзак преспокойно доставал из-за пазухи книжку и усаживался читать. Вскоре он даже полюбил «альков» за возможность посидеть в тишине и спокойствии. Незаметно пролетело семь лет, в течение которых Бальзак перебивался с двоек на тройки, получал грозные письма отца и читал запоем в чулане. В конце концов продолжительное сидение на холодном полу довольно серьезно подорвало здоровье мальчика: он сильно похудел, стал совсем вялым и однажды после долгой болезни чуть не «впал в кому», поэтому родители Бальзака забрали его домой. Впоследствии он посетил еще два учебных заведения, нигде не выделяясь особенными успехами. В какой-то момент отец махнул на сына рукой и предоставил ему самостоятельно устраивать свою судьбу, что, как мы знаем, было на редкость прозорливым шагом.
Отец космонавтики в детстве переболел скарлатиной, последствием которой стала тугоухость. Будущий конструктор воспринимал только обрывки фраз учителей, поэтому был обречен на неуспеваемость в школе. Мало того, что маленький Костя плохо учился, он еще на равных хулиганил на равных с остальными учащимися Вятской мужской гимназии, в которой учился, был частым гостем в карцере гимназии и даже оставался на второй год, а из третьего был исключен за неуспеваемость. Он больше нигде и никогда не учился, однако система образования не смогла отделаться от Циолковского так легко: через шесть лет он успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.
Детство Тома можно назвать вполне счастливым: родители его любили, поэтому разрешали ему ворошить шмелиные гнезда и воровать птичьи яйца в свое удовольствие вплоть до 1854 года. Однажды с утра мальчика нарядили в чистенький костюмчик, взяли за руку и отвели в заведение некоего Реверенда Дж. Б. Ингла, которое значилось единственной школой города. Дж. Б. Ингл практиковал весьма простой способ обучения юношества: он заставлял своих воспитанников заучивать наизусть длинные куски текста и нещадно бил их по пальцам линейкой за ошибки и просто так, для профилактики.
К концу первого месяца Томас стал круглым двоечником. А через три месяца он пришел плачущим из школы, нажаловавшись на Мистера Ингла, который назвал будущего изобретателя дебилом и вызвал родителей Эдисона. В школу пошла разбираться мать Томаса. Мистер Ингл с порога объявил, что ее сын совершенно неспособен к обучению по причине умственной отсталости никогда больше не переступал порога школ, все знания ему дала мама. В конечном итоге Томас Эдисон стал миллионером и одним из самых плодовитых изобретателей в американской истории.
Иосиф Александрович был заядлым двоечником. Он презирал учебу в школе, был задирой и хулиганом, который отказывался отвечать на уроках с таким явно выраженным снисхождением к учителям, что те его терпеть не могли. «По своему характеру – упрямый, настойчивый, ленивый. Грубый. Мешает проведению уроков, шалит. Домашние задания письменные выполняет очень плохо, а то и совсем не выполняет. Тетради имеет неряшливые, грязные, с надписями и рисунками»,– писал классный руководитель Иосифа при переводе его в пятый класс. В шестом классе Бродский начал просто уходить с уроков. Он бродил по улицам, и «фасады ленинградских домов рассказывали о египтянах, греках и римлянах больше, чем любые учебники». Дома его ругали, особенно отец, но тот имел мало влияния на сына.
За годы безотцовщины маленький Иосиф привык нести ответственность за свои поступки. В седьмом классе будущий поэт получил четыре годовые двойки, поэтому остался на второй год, а потом и вовсе бросил школу. Формально Иосиф поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал», а на самом деле начал бурную, восхитительную жизнь тунеядца и антисоветчика, которая сделала его циником, космополитом и великим поэтом, а потом и нобелевским лауреатом по литературе.
Автор текста: Валерия Урусова
Фото: kostyor.ru, velvet.by, likorg.ru, americansights.ru
День Святого Валентина – древние традиции и романтика реалий
С пометкой на лице. О людях, которые не боятся внимания общества
Спелые яблочки! Реально ли выиграть в розыгрышах, которые проводят социальные сети?
Как выжить, если ты фотограф?
«Придётся ли ходить пешком?»
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!