Эти строки написаны Александрой Лемешенко, известной также как Саша Мисанова или просто – Кукла Саша. Александре 22 года, она родом с Украины, сейчас проживает в Эстонии. Чем она отличается от других девушек? Саша – поэт. У нее есть два сборника стихотворений: «Будет весна», который в 2013 и 2014 годах разошелся двумя тиражами, каждый более полутысячи экземпляров и «Никогда», вышедший в свет осенью 2014 года. Несмотря на то, что Саша занимается литературой, сколько себя помнит, она до сих пор не осознает себя как поэт. «Я просто пишу стихи», – говорит Александра. Мы решили побеседовать с Куклой Сашей и узнать у нее, что же такое поэзия для современных молодых авторов.
- Бродский говорил, что поэзии нельзя научиться, это дано или не дано. Но многие поступают, например, в Литературный институт. Так прав ли был Иосиф Александрович?
- Я никогда не оканчивала ничего похожего на Литинститут. По образованию я экономист. Я думаю, что научиться поэзии невозможно. Можно разобраться, как слова складываются в предложения, и понять, как рифмовать эти самые предложения. Но пропускать все через себя не научишь.
- Тогда в чем, по-вашему, смысл таких учреждений? Кого тогда там воспитывают?
- Если честно, я не могу ответить на этот вопрос. Я считаю, что человек либо может что-то, либо нет. Тут, я, наверное, согласна с Бродским. Например, сколько бы я не училась в консерватории, слух или голос у меня бы не появились. Также и со стихосложением.
- Какие три знаковые фигуры в поэзии Вы могли бы назвать своими учителями?
- Учителей у меня не было, училась я сама методом проб и ошибок. Есть поэты, которыми я восхищаюсь. Это Бродский, Есенин, Губерман. Иногда кажется, что люди придумали некоторые слова только ради того, чтобы они были использованы в стихотворениях этих поэтов.
- Считаете ли Вы, что уже научились всему? Или наоборот: что Ваш опыт – лишь малая часть?
- Я думаю, невозможно освоить все и овладеть чем-то в совершенстве. Мне кажется, что я нахожусь лишь в начале пути.
- Принимали ли Вы участие в каких-нибудь литературных конкурсах?
- Когда-то я подавала заявку на пару-тройку сетевых конкурсов. Но я против оценивания творчества по каким-либо критериям.
- Но, несмотря на то, что Вы не становились лауреатом каких-то премий и не состоите ни в каких литературных сообществах, у Вас довольно много поклонников. Кто же тогда Ваши читатели и как они Вас нашли?
- Мои читатели – это люди, которые безмерно меня удивляют. Это те, кто понимает меня, несмотря на расстояние, разницу в возрасте и прочие факторы. Это одновременно знакомые и незнакомые, но очень близкие мне люди. Как они меня нашли – понятия не имею. Я знаю только то, что за годы они стали мне настоящими друзьями.
- Чем Ваши стихи привлекают людей?
- Мои стихи обо всем, что мы видим каждый день, о том, что знает или переживал каждый. Они о плохом настроении, случайных встречах, усталости и, конечно, о любви. Ярко выраженного стиля у меня нет, я люблю лаконичность и простоту. Наверное, все это и нравится публике.
- Вы за чистое искусство или за поэтические манифесты?
- Я придерживаюсь концепции «искусство ради искусства». Оно выше всех остальных категорий.
- Верите ли Вы в музу и вдохновение или считаете, что само по себе все не приходит, нужно просто садиться и писать?
- Верю в то, что называют вдохновением. Стихи иногда приходят не в то время, «не в тему», когда у тебя не то настроение и когда их некогда записывать. Но они приходят. Что это, если не вдохновение?
- А может это только труд и упорство? Может это значит, что Вы настолько в стихах, что они стали приходить «вдруг»?
- Мне кажется, труда и упорства в этой сфере не требуется, во всяком случае, у меня так. Стихи всегда приходят сами, думаю, этим они и отличаются от прозы.
- Сейчас пишет едва ли не каждый второй. Как пробиться и стать читаемым в условиях такой конкуренции?
- Хорошие стихи всегда заметны. Пробиваются плохие поэты, хороших читатели находят сами. Какой бы раскрученной не была, например, страница в соцсетях, если тексты низкого качества и не находят отклика в умах и сердцах читателей, толку от этого не будет. Существуют «попсовые» произведения, массовые, которые не блещут глубиной, но близки многим – таковым пиар дает дополнительные очки. Если же на странице откровенный шлак, то да, там будет несколько тысяч накрученных подписчиков, но читать тексты никто не будет.
- Многие писатели, такие как Хемингуэй, Джойс, Флобер были известны своим четким графиком работы. Придерживаетесь ли Вы какой-либо системы?
- О, нет. Я никогда не заставляю себя писать. Пишу только, когда пишется. Я полагаю, что рутинный труд может быть необходим при написании прозы, стихотворения же должны быть написаны по наитию, или не написаны вовсе.
- Поэзия – это Ваше хобби или работа? Кто Вы в обычной жизни, если не поэт?
- Это не хобби и не работа. Стихи просто есть, независимо от меня. В обычной жизни я кто угодно – жена, дочь, читатель, человек из очереди, любитель пиццы и т.д. Это невыносимо скучно, быть кем-то одним.
Беседовала Татьяна Гайдук.
Фотографии из архива Александры.
Интервью с группой «LoriLori»
ЕГЭ. Интервью с преподавателем русского языка и литературы
Интервью с участником проекта «Хочу к Меладзе» Дмитрием Шиховым
Интервью с Константином Бекревым
Интервью с патологоанатомом
Новая Музыка Екатеринбурга: интервью с Александром Вольхиным ("Курара")
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!