Когда мы с фотографом зашли в класс, группа была почти уже вся в сборе – всего 10 человек. Было неожиданно увидеть здесь только мужчин среднего возраста: мы ожидали встретить в этой школе преимущественно молодежь, которая хочет проводить досуг с пользой на свежем воздухе и зимой, и летом.
Быков Валерий Иванович, преподаватель, поясняет: «Многим надо для работы. К нам направляют сотрудников МЧС, следственного комитета, «энергетиков». Техника новая есть у всех, а прав – почти ни у кого. Вот начальство в срочном порядке и отправляет их к нам».
Интересуемся, а следственному комитету зачем?
Отвечает: «Помните, самолет в Серове пропал? И им надо осваивать этот транспорт, чтобы поисками заниматься в труднопроходимой местности».
Занятие начинается с проверки знаний в теории. Будущим водителям снегоходов выдают листы с вопросами – слишком уж похожими на билеты для категории В.
Снова возникает несколько вопросов, обращаемся к Валерию Ивановичу:
- Неужели билеты такие же?
- Есть вопросы похожие, но в целом самих вопросов меньше, чем в категории B.
- Тогда, получается, тем, кто сдал на категорию В, автоматически зачесть теоретический экзамен не смогут?
- С категорией В – не зачтут. Зато есть такое условие: те, кто сдали на категорию А до 2000 года, могут прийти и получить права на снегоходы и мотовездеходы без каких-либо экзаменов вообще. Об этом мало, где говорят, но такое есть.
- И на какую категорию сдают уже в наши дни?
- А1. Это квадроциклы, снегоходы и мотовездеходы.
- А можно ли на этой технике перемещаться по городу?
- Ну, не на всей. В смысле, там сложная ситуация: вообще этот транспорт называется «внедорожным», но нигде не сказано, что нельзя им в городе ездить. И тут уже другой вопрос встает: не все машины оборудованы сигналами поворота, например. Вот на этом (показывает на мотовездеход) они есть – ездить можно.
Ученики, успешно ответив на вопросы, выходят на улицу, готовясь показать нам свою обычную учебную программу на практике. Беседуют с преподавателем в ожидании разогревающегося мотовездехода. Разговоры серьезные, технические: «Чем выше скорость, тем больше охлаждение – но ведь и нагрузка на двигатель больше».
Валерий Иванович позже поясняет: «Все вопросы технические обсуждаем обязательно. Я им всегда говорю, что безопасность прежде всего. И не только в технике – без шлема, например, ездить нельзя. А если выезжать куда-то в лес, то надо ехать на двух машинах обязательно. Техника есть техника, может и сломаться. Но вероятность того, что сломаются обе – гораздо меньше». Невозможно не согласиться.
Мотовездеход уже почти разогрелся, будущие водители радостно потирают руки – холодновато стоять без дела. Смеются: ездить на этих видах транспорта тоже будет не жарко ближайшие несколько месяцев. Преподаватель обнадеживает: в продаже уже имеются модели с подогревом сидений и даже обогреваемые шлемы. Хотя, стоит признать, удовольствие это не самое дешевое: что сама техника, что дополнительное оборудование к ней.
Раз уж затронули финансовую тему, интересуемся, сколько стоит обучение? Интересное совпадение: чтобы научиться водить и получить права, надо заплатить 5000 рублей – столько же, сколько стоит штраф за управление этим транспортом без прав. Принцип «если не видно разницы, зачем тратить время на обучение?» здесь не действует: штраф придется платить многократно, в перерывах между спасением своей техники со штраф-стоянки. Да и не так уж много времени придется выделить времени: овладеть искусством управления снегоходом/мотовездеходом можно всего за месяц – разумеется, при ответственном подходе. Ученики признаются: несколько раз брали дополнительные занятия по практике, чтобы точно быть уверенными в своем навыке.
Поражаясь такому усердию, спрашиваем у преподавателя: сколько человек из группы обычно сдают экзамен?
Валерий Иванович удивлен таким вопросом: "Если занимаются, то почти все ученики после экзамена выходят уже с правами". Остается только восхищаться.
Наконец-то практические задания! Выходим на автодром. Комплекс упражнений состоит из трех элементов: «змейка» в двух направлениях (доехать до конца, развернуться и вернуться назад), остановка перед стоп-линией и заезд в бокс задним ходом.
Курс обучения подходит к концу, поэтому водители уже уверенно выполняют задания по очереди. В перерывах успеваем поговорить с одним из них, Николаем, который смутился и возраст называть не захотел, но об основном виде деятельности рассказал: «Дома строю».
- Почему Вы решили получить права на этот вид транспорта?
- Ну, чтобы кататься. Для себя, для развлечения.
- Неужели часто выезжаете?
- Права получу – буду часто выезжать (смеется).
- А что показалось самым сложным или легким в обучении?
- Да ничего особенного, сел и поехал. Сложностей каких-то особенных не было, все достаточно просто.
На этом наше знакомство с учебным центром подошло к концу. Было интересно увидеть мир снегоходов и мотовездеходов с другой стороны. Теперь, вооружившись новой информацией, можно смело идти учиться. Ведь совсем близко Новый год – самое время привнести в свою жизнь что-то необычное и свежее.
Автор: Юлия Дерягина
Фотограф: Евгений Брюховецкий
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!