Главная > Статьи > Это интересно > Как можно посмотреть кино или «не 3D-очки»

Как можно посмотреть кино или «не 3D-очки»

08 декабря 2011
Категория: Это интересно

Среднестатистический обыватель проглатывает за жизнь гигабайты медийной продукции, совершенно не задумываясь над процессом такого потребления? Зачастую медиатекст оценивается всеобъемлющим «интересно» (либо «неинтересно»); в иных вариациях – круто, смотрибельно, дрянь, не очень и т.д.  А ведь даже из самой плоской и трескучей киноленты можно выжать уйму полезной информации. Для этого нужно научиться смотреть фильм через «концептуальные очки». Как это сделать, читайте ниже.

«Идеологические очки»

Каждый фильм – это продукт той или иной страны, культуры, нации, следовательно, идеологии (система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу). Дабы рельефней выразить свою мысль и не мусорить научной терминологией, я прибегну к наглядному примеру. Под скальпель положим фильм «Время». Наносим идеологический срез. Данное вскрытие показало, что фильм американский, снят в 2011. Америку, как и многие развитые капиталистические страны, обуревают проблемы классового неравенства. Нам демонстрируют киномир глазами бедного рабочего, влачащего жалкое существование, и через призму его слов и поступков, с некоторой долей условности, мы можем вычленить идеологические представления класса бедных американских рабочих.

«Критические очки»

Эти «очки» наиболее пристрастные. Здесь цепкий критический взгляд должен нацелиться на поимку крамольных мыслей. Фундамент критического подхода – господствующая верхушка манипулирует населением посредством низкопробной медиапродукции, которая-де усыпляет бдительность и превращает зрителей в послушное стадо. Чувствуете  благородство своей миссии? Итак, во «Времени» угнетаемый класс прозябает на обочине жизни, когда власть имущие сибаритствуют на их каторжном труде. Жизненно! Но что может изменить такой порядок? Какой рецепт спасения предлагает режиссер? Ждать спасителя, Робин Гуда, избранного. «Челядь, - взывает режиссер – смирись с существующим порядком, прояви безропотную покорность (не сопротивляйся, не бунтуй, не жалуйся и т.д.), покамест не придет герой-освободитель».

888840-001«Семиотически очки»

Семиотика – наука о знаках и символах. Следовательно в «семиотических очках» следует распотрошить фильм на отдельные элементы (знаки). Зачем? Чтобы посмотреть как эти знаки работают в конкретном фильме. В целях экономии времени подвергнем расчленению на знаки главного героя фильма «Время». Он бедный рабочий – это целая цепочка знаков. Скромная одежда, нищая квартира в гетто-районе, близкий к нулю эквивалент денег – время, но эти детали очевидны и вне контекста киноленты. Значащим элементом фильма становится скорость. Быстрые движения в кинореальности – знак бедноты, медленные – богатства. И даже такие знаки богатства, как дорогая одежда, роскошное авто не могут замаскировать «низкое» происхождение героя из-за быстроты его движений.

«Культурологические очки»

Через эти очки фильм должен быть рассмотрен с разных позиций. Вообще, ключевая черта культурологического подхода в том, что зритель не просто пассивный потребитель информации, но активный ее интерпретатор. Именно от зрителя будет зависеть глубина и ракурс понимания того или иного фильма. Например, женщины могут отметить во «Времени» богатое убранство помещений, наряды главной героини, развитие любовной линии, смазливое личико и мускулистое тело Тимберлейка. Мужчины обратят внимание на дизайн автомобилей, погони и драки, бюст Аманды Сайфред. Профессор экономических наук вычленит модель экономических отношений в фильме и снисходительно посмеется над ее абсурдностью. Бдительный афроамериканец проследит отношение в фильме к братьям по цвету кожи, просеивая медиатекст через сито возможного расизма.

В означенных подходах («очках») я не пытался дать исчерпывающую характеристику каждого, скорее сделал беглые наброски оных. Но и цель была другой: показать, что даже самая примитивная и пошлая кинокартина может стать калорийной пищей для ума, нужно лишь правильно подобрать соус. Приятного аппетита (курсив зачеркнуть) просмотра!

Роман Черепков

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск

Сообщение отправлено успешно!

Мы свяжемся с вами в ближайшее время!