Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что от 15 до 40% студентов по разным специальностям не заканчивают обучение в вузах.
Эти данные подтверждаются и российскими исследователями. В Министерстве образования и науки считают, что главной причиной является недостаточная подготовка учащихся в школе, из-за чего студенты испытывают трудности с учебой. Однако эксперты подчеркивают, что проблема не сводится исключительно к низкой успеваемости студентов и допускают, что тенденция к росту отсева может усилиться.
Наибольший отток студентов наблюдается в сферах сельского хозяйства, математики, естественных наук и инженерии. Наименее выражен отсев среди обучающихся по педагогике и здравоохранению. Среди поступивших на программы бакалавриата уровень отсева немного выше, чем среди студентов специалитета.
Ситуация в других странах схожа: исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) за 2019 год показывают, что в среднем в мире обучение завершают около 67% студентов очной формы. При этом разброс значителен: в Бразилии, Словении и Чили отсевается почти половина студентов, тогда как в Великобритании, Израиле, Швейцарии и Ирландии этот показатель составляет 15–19%. По уровню отсева Россия сопоставима с Исландией, США, Нидерландами, Австралией и Норвегией.
Старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Президентской академии Борис Илюхин отмечает, что высокий уровень отсева характерен и для советского времени. Одной из основных причин он называет неосознанный выбор специальности выпускниками школ.
— Во многих странах мира выбор профессии происходит гораздо позже — в возрасте 20 лет и старше, — пояснил эксперт в интервью «Известиям». — Кроме того, широкая доступность высшего образования, в том числе большое количество бюджетных мест, сыграла свою роль. По этому показателю Россия входит в число лидеров. В результате значительная часть студентов недостаточно мотивирована к учебе и часто не только не может, но и не хочет учиться.
Он добавляет, что по статистике больше всего отчислений приходится на технические специальности и сложные программы в крупных вузах, таких как МФТИ и МГУ. Обычно до выпуска доходит около половины студентов, зачисленных на первый курс, что всегда было нормой для ведущих университетов. — Из 250 человек моего набора в 1993 году диплом получили примерно половина, — отмечает Илюхин. — Главные причины — отрыв от родителей и неспособность к самоорганизации, недостаточный уровень подготовки на младших курсах, а также непонимание перспектив трудоустройства и заработка.
Для снижения отсева в процессе обучения необходимо повысить минимальные проходные баллы ЕГЭ при поступлении, чтобы абитуриенты с низкими результатами, например около 30 баллов, не становились студентами.
Эксперт, заведующий проектно-учебной лабораторией по эффективности государственных мер развития образования Института образования НИУ ВШЭ Евгений Тихонов подчеркивает важность трансформации образовательных программ и повышения их качества, чтобы студенты понимали цели своего обучения в университете. Еще одной значимой мерой является увеличение финансовой поддержки студентов, чтобы у них не возникала необходимость совмещать учебу с работой. Кроме того, производственная практика могла бы быть интегрирована в учебные программы старших курсов, что позволило бы совмещать работу и обучение «синхронно и осмысленно, ради достижения результатов».
Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев сообщил, что от 15 до 40% студентов по разным специальностям не заканчивают обучение в вузах. Эти данные подтверждаются и российскими исследователями. В Министерстве образования и науки считают, что главной причиной является недостаточная подготовка учащихся в школе, из-за чего студенты испытывают трудности с учебой. Однако эксперты подчеркивают, что проблема не сводится исключительно к низкой успеваемости студентов и допускают, что тенденция к росту отсева может усилиться.
Источник: https://ria.ru/ фото: https://unsplash.com/
Читать другие новости:
Опубликован топ лучших вузов России по итогам 2024 года
Образовательные кредиты будут выдаваться только на приоритетные направления подготовки
Сообщение отправлено успешно!
Мы свяжемся с вами в ближайшее время!